Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ги Лефрансуа
СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.:
Олма-Пресс, 2003

Учебник, выдержавший 11 (!) международных изданий, — это знаете ли... «Эффекта ореола» при знакомстве с такой книгой не избежать. Тем более что и в краткой аннотации говорится: самое известное пособие по психологической педагогике на Западе. И далее: «Основанная на последних достижениях когнитивной психологии развития в контексте обучения и научения, эта книга представляет собой полное, релевантное педагогическим целям и задачам описание психологических принципов обучения».
Со многими утверждениями этого длинного предложения можно полностью согласиться. Действительно, выдержан труд в парадигме когнитивной психологии, и это очень хорошо, так как когнитивная психология обучения является мировым лидером и в сфере теоретико-экспериментальной, и в сфере практического применения научных положений. Правда и то, что этот труд вполне может претендовать на полноту охвата проблемы.
В книге пять частей, каждая из которых раскрывает один из значимых аспектов прикладной педагогической психологии.
Первый раздел рассматривает психологию обучения в целом, ее возможности, основные психолого-педагогические модели деятельности учителя (например, «преподавание как ремесло», «преподавание как карьера», «преподавание как предоставление возможностей» и т.д.). Вторая часть — адаптированный к целям пособия вариант изложения психологии развития. Это очень важный для учителя материал, позволяющий посмотреть на образовательный процесс не с точки зрения своих собственных целей, а с точки зрения процесса развития ребенка.
Третья часть описывает основные подходы к реализации принципов психологии развития в педагогической практике — бихевиоризм, когнитивизм и гуманистический подход. Четвертая часть называется «Педагогика и индивидуальное развитие». Здесь рассматриваются подходы к обучению одаренных детей и детей с особыми нуждами.
Очень интересная глава — такой не встретишь в отечественных учебниках — «Мультикультурное образование». В ней рассматриваются особенности и проблемы обучения в так называемых «плюралистических обществах» — обществах, соединивших в себе множество культур. Автор в качестве примера приводит США, Канаду, Австралию, но мы-то знаем, что это имеет непосредственное отношение и к нам!
Наконец, последняя часть посвящена проблемам мотивации и педагогического управления процессами, происходящими в детском коллективе. Затрагиваются в ней и вопросы, связанные с педагогическими целями и способами оценки качества обучения. Очень важные для нас сегодня вопросы.
Да, можно согласиться с тем, что это полное, всестороннее издание по заявленной в названии теме. Труднее согласиться с утверждением, касающимся релевантности. Вполне возможно, что так оно и есть, что учебник релевантен (то есть соответствует) педагогическим целям американских учителей. С нашими педагогами сложнее...
Чужой, явно не релевантный язык преподнесения информации — это претензия не столько к автору, сколько к издательству. Автор писал по-английски и для своих. По-русски и для наших стоило бы перевести немного «релевантнее», убрав нагромождения типа «человеческое когнитивное функционирование», «идентификация одаренных детей» и др.
Можно сказать так: это книга не для любого педагога. Необходимо владение терминологией, определенная теоретическая подготовка и хорошая профессиональная самооценка, чтобы не почувствовать себя некомпетентным с первых же страниц.

Марина БИТЯНОВА