КАК СТАТЬ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ?
Издательская деятельность центра «Ресурс»
отражает основные направления его работы. Многие
из них нашли отражение в опубликованном на с. 14–15
настоящего номера «Каталоге научно-методических
исследований и разработок ярославских ученых и
практиков».
В этом обзоре хочется подробно остановиться на
наиболее значимых и интересных изданиях,
выпущенных за последние годы.
Мы уже упоминали о том, что в соответствии с
губернаторской программой «Содействие
занятости и адаптации молодежи на рынке труда
Ярославской области» специалистами центра
«Ресурс» был разработан курс «Основы активной
позиции на рынке труда». Его задача — вооружить
выпускников общеобразовательных школ и
профессиональных училищ необходимой
информацией, позволяющей не только сделать
правильный профессиональный выбор (основываясь
на знании особенностей рынка труда и собственных
возможностей), но и сформировать активную
позицию, позволяющую найти свое место на рынке
труда.
Здесь хочется отметить две серьезные разработки.
Первая — И.В. Кузнецова, С.В. Филина.
Эффективное поведение на рынке труда:
Учебно-методическое пособие для выпускников
профессиональных учебных заведений / Под ред. И.А.
Волошиной. Ярославль: Центр «Ресурс», 2001. — 120
с. Как видно из заголовка, пособие
адресовано тем, кто заканчивает (или уже
закончил) учебу в одном из учебных заведений
начального, среднего или высшего
профессионального образования и готовится
начать трудовую деятельность. Поскольку в
условиях безработицы даже получение диплома не
гарантирует достойного трудоустройства,
специалисты центра решили, что помимо знаний по
специальности нужно дать выпускникам навыки
самопрезентации, необходимую юридическую и
правовую информацию, познакомить со стратегиями
поиска работы.
Впрочем, содержащаяся в пособии информация может
быть полезна не только выпускникам, но и тем, кто
занимается профконсультационной или
психокоррекционной работой: психологам,
педагогам, специалистам службы занятости.
Пособие подготовлено на основе обобщения
материалов спецкурса «Эффективное поведение на
рынке труда», который в течение ряда лет
проводился с выпускниками профессиональных
учебных заведений г. Ярославля. Эффективность
курса подтверждается тем, что прошедшие обучение
выпускники не только нашли работу, но и стали
чувствовать себя более уверенно.
В работе освещены семь основных тем: «Рынок труда
России: современные тенденции», «Какую работу я
ищу? Мои цели в поиске работы», «Что я могу
предложить работодателю. Мой
профессионально-психологический портрет», «Как
искать работу. Моя стратегия и тактика поиска
работы», «Как подготовиться и пройти
собеседование», «Как успешно пройти испытания
при поступлении на работу» и «Как заключить
выгодный трудовой договор (контракт) и
закрепиться на рабочем месте».
Одно только знакомство с этим перечнем дает
представление о том, как серьезно подошли авторы
к обучению выпускников. Кажется, что
предусмотрено все.
В доступной и увлекательной форме учащиеся
постигают такие серьезные вещи, как «рынок
профессий», «соотношение спроса и предложения на
рынке труда» и даже «актуальнейшие критические
технологии федерального уровня».
Из первого раздела можно узнать, например, что
вакансия — совсем не единственная возможность
получить работу, есть и другие, гораздо более
гибкие формы трудоустройства.
Большинство тем освещается авторами в режиме
диалога. Поэтому читатели могут не только
познакомиться с информацией, но и выполнить
практические задания и упражнения. Часть заданий
— небольшие, но информативные тесты,
направленные на познание себя и других.
Удачной находкой, с моей точки зрения, является
то, что полученные знания предлагается сразу
применить для дальнейшей работы над собой:
составить свой профессионально-психологический
портрет, определить личностные и
профессиональные ресурсы, подготовить
самопрезентационные документы, выстроить
стратегию поведения при собеседовании.
Каждый раздел включает перечень вопросов и
заданий для закрепления и углубленного освоения
полученных знаний и умений.
Пособие содержит большое число приложений,
которые наглядно иллюстрируют процесс
устройства на работу.
Вторым изданием профориентационной
направленности, адресованным выпускникам,
является учебное пособие для учащихся старших
классов: Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова,
В.В. Радченко, К.В. Совина,
Ю.К. Холодилова. Путь к профессии /Под общ.
ред. И.В. Кузнецовой. Ярославль: Центр
«Ресурс», 2001. — 112 с.
Книжка подготовлена на основе материалов,
которые собраны сотрудниками центра за
несколько лет работы с молодыми людьми,
обращавшимися за консультацией по вопросам
своего профессионального самоопределения. В нем
отражены наиболее актуальные для выпускников
школ темы.
Авторы поставили перед собой задачу — сделать
выбор будущей профессии не пассивным, а вполне
осознанным процессом, связанным с личностным
пониманием и самоопределением. Задача не из
легких, но авторы блестяще с ней справляются,
превратив печатное издание в интерактивное.
Форма подачи материала необычна: в виде рабочей
тетради, которую читатель заполняет в процессе
освоения материала.
Работа над пособием расписана буквально по
шагам. Причем каждый «шаг» (а их всего восемь) —
это отдельная главка, посвященная тому или иному
аспекту профессионального самоопределения:
«Оценка готовности к профессиональному выбору»,
«Ознакомление с правилами выбора профессии»,
«Составление портрета подходящей профессии»,
«Составление «сырого» списка профессий»,
«Ознакомление с рынком труда», «Выбор
профессионального учебного заведения», «Как
подготовить себя к поступлению».
Несмотря на более чем серьезные названия,
написана работа живым, доступным для подростков
языком. Да и проблемы, которые затрагиваются,
актуальны практически для каждого.
Авторы постоянно обращаются к читателям,
заставляя их размышлять и принимать решения.
Каждый «шаг» содержит задания, актуализирующие
процесс самопознания.
Пособие содержит множество схем, графических
выделений и смешных иллюстраций. Все это делает
его увлекательным и доступным даже для самого
ленивого и равнодушного к своему будущему
подростка.
Как и предыдущее издание, это содержит большое
количество тестовых заданий и вопросов для
размышления и самопроверки. Хотя не все из
представленных опросников дают точную
психологическую характеристику личности, но, по
крайней мере, их заполнение заставит молодого
человека задуматься о своих способностях,
возможностях и личностных особенностях.
Самый сложный материал — «Ознакомление с рынком
труда» — написан настолько четко, лаконично и
доступно, что не только школьник, но и любой
взрослый почерпнет из него много полезной
информации. На десяти страницах популярно
изложены основы рыночной экономики.
Я сама наконец-то разобралась, чем отличается
одна форма участия человека в экономических
действиях от другой, познала структуру
современного рынка труда и поняла, чем явная
безработица отличается от остальных ее видов!
Очень полезной будет информация о ситуации на
рынке труда как в России в целом, так и в
Ярославской области в частности. Становится
ясно, на что можно ориентироваться и какие
профессии действительно востребованы сейчас.
Пособие завершает обширный список
использованной литературы, нормативных
документов. Особые приложения содержат словарик
профессий, методику «Портрет подходящей
профессии», матрицу соответствующих ему
профессий и другую полезную информацию. Думаю,
что это замечательное издание должен хотя бы
подержать в руках каждый школьник.
Два других вышедших недавно пособия адресованы
специалистам, которые непосредственно
занимаются профориентационной работой.
О.В. Большакова,
А.Г. Красильников, Е.В. Круглова,
Т.Е. Кубикова, И.В. Кузнецова, С.В. Филина.
Подбор персонала в соответствии с требованиями
работодателей: Методическое пособие для
специалистов службы занятости / Под ред. И.А. Волошиной,
В.Л. Шкаликова. Ярославль: Центр «Ресурс»,
2001. — 112 с. Эта книга, на мой взгляд, настоящая
находка для всех, кто проводит
профконсультационную работу.
Это своеобразный мини-учебник, в котором в
свойственной изданиям «Ресурса» продуманной и
обстоятельной манере изложены принципы
построения современного рынка труда, задачи
отбора и подбора персонала, подходы к
составлению профессионально-психологического
портрета.
А самое главное — изучив это пособие, психолог
или педагог станут достаточно компетентными
специалистами в вопросах профконсультации и
профориентации, овладеют современными
понятиями, существующими в этой сфере, научатся
грамотно и квалифицированно подходить к
изучению личностных особенностей и
профессиональных склонностей человека.
В пособии подробно рассматривается ряд методов
диагностики (интервью, собеседование, изучение
биографии, тестирование), необходимых для
создания целостного образа пришедшего на
консультацию человека и составления его
профессионально-психологического портрета.
Очень подробно представлен один из современных
методов диагностики — метапрограммное интервью.
Целый раздел посвящен психологическому
портретированию. Здесь все также расписано четко
и пошагово, приводятся примеры различных
профессионально-психологических портретов. А
ведь именно эта процедура (хотя ей и посвящены
целые книги) в современной литературе
методически представлена довольно слабо.
Для специалистов службы занятости это пособие
вообще незаменимо. Имея его на руках, можно смело
открывать новую службу практически с нуля. Все ее
функции и виды работ представлены четко и
подробно.
Тем психологам и педагогам, которые планируют
заниматься профконсультационой работой в
групповой форме, адресовано издание Методические
рекомендации по проведению групповой
профконсультации для выпускников 9–11 классов: 2-е
издание, дополненное. Составители: Т.Н. Кузьмина,
В.В. Радченко / Под ред. И.В. Кузнецовой.
Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. – 56 с.
Как и предыдущие книги, эта также подготовлена на
основе реальной консультационной деятельности
сотрудников центра. В отличие от первого, второе
издание содержит новую и более подробную
информацию о рынке труда и образовательных услуг
Ярославской области.
Основной целью представленного варианта
группового консультирования является
справочно-информационная работа со школьниками.
Как происходит выбор профессии; что надо знать,
чтобы правильно сориентироваться в существующей
социально-экономической ситуации; как научиться
правильно оценивать свои возможности, понять
истинные мотивы выбора профессии, — обо всем об
этом говорится в этой книжке.
В ходе такой консультации ребята узнают, почему
важно самостоятельно и обоснованно подходить к
выбору будущей специальности, как оптимально
соотнести такие факторы, как «хочу», «могу» и
«надо».
Те из ребят, кто хочет продолжить учебу, получат
исчерпывающую информацию о рынке
образовательных услуг, типах учебных заведений и
требованиях к поступающим.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Публикация статьи произведена при поддержке московского кадрового агентства «АНК Персонал», обладающего большим опытом подбора персонала как на стандартные вакансии, так и на топовые позиции. Агентство осуществляет качественный поиск сотрудников с оплатой по факту выхода на работу и двукратной бесплатной гарантированной заменой в случае, если найденный сотрудник увольняется из организации с испытательного срока. Компания так же проводит тренинги, коучинг руководителей и команд, кадровый консалтинг. |