Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


АРСЕНАЛ

КАК СТАТЬ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ?

Издательская деятельность центра «Ресурс» отражает основные направления его работы. Многие из них нашли отражение в опубликованном на с. 14–15 настоящего номера «Каталоге научно-методических исследований и разработок ярославских ученых и практиков».
В этом обзоре хочется подробно остановиться на наиболее значимых и интересных изданиях, выпущенных за последние годы.
Мы уже упоминали о том, что в соответствии с губернаторской программой «Содействие занятости и адаптации молодежи на рынке труда Ярославской области» специалистами центра «Ресурс» был разработан курс «Основы активной позиции на рынке труда». Его задача — вооружить выпускников общеобразовательных школ и профессиональных училищ необходимой информацией, позволяющей не только сделать правильный профессиональный выбор (основываясь на знании особенностей рынка труда и собственных возможностей), но и сформировать активную позицию, позволяющую найти свое место на рынке труда.
Здесь хочется отметить две серьезные разработки.
Первая — И.В. Кузнецова, С.В. Филина. Эффективное поведение на рынке труда: Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений / Под ред. И.А. Волошиной. Ярославль: Центр «Ресурс», 2001. — 120 с. Как видно из заголовка, пособие адресовано тем, кто заканчивает (или уже закончил) учебу в одном из учебных заведений начального, среднего или высшего профессионального образования и готовится начать трудовую деятельность. Поскольку в условиях безработицы даже получение диплома не гарантирует достойного трудоустройства, специалисты центра решили, что помимо знаний по специальности нужно дать выпускникам навыки самопрезентации, необходимую юридическую и правовую информацию, познакомить со стратегиями поиска работы.
Впрочем, содержащаяся в пособии информация может быть полезна не только выпускникам, но и тем, кто занимается профконсультационной или психокоррекционной работой: психологам, педагогам, специалистам службы занятости.
Пособие подготовлено на основе обобщения материалов спецкурса «Эффективное поведение на рынке труда», который в течение ряда лет проводился с выпускниками профессиональных учебных заведений г. Ярославля. Эффективность курса подтверждается тем, что прошедшие обучение выпускники не только нашли работу, но и стали чувствовать себя более уверенно.
В работе освещены семь основных тем: «Рынок труда России: современные тенденции», «Какую работу я ищу? Мои цели в поиске работы», «Что я могу предложить работодателю. Мой профессионально-психологический портрет», «Как искать работу. Моя стратегия и тактика поиска работы», «Как подготовиться и пройти собеседование», «Как успешно пройти испытания при поступлении на работу» и «Как заключить выгодный трудовой договор (контракт) и закрепиться на рабочем месте».
Одно только знакомство с этим перечнем дает представление о том, как серьезно подошли авторы к обучению выпускников. Кажется, что предусмотрено все.
В доступной и увлекательной форме учащиеся постигают такие серьезные вещи, как «рынок профессий», «соотношение спроса и предложения на рынке труда» и даже «актуальнейшие критические технологии федерального уровня».
Из первого раздела можно узнать, например, что вакансия — совсем не единственная возможность получить работу, есть и другие, гораздо более гибкие формы трудоустройства.
Большинство тем освещается авторами в режиме диалога. Поэтому читатели могут не только познакомиться с информацией, но и выполнить практические задания и упражнения. Часть заданий — небольшие, но информативные тесты, направленные на познание себя и других.
Удачной находкой, с моей точки зрения, является то, что полученные знания предлагается сразу применить для дальнейшей работы над собой: составить свой профессионально-психологический портрет, определить личностные и профессиональные ресурсы, подготовить самопрезентационные документы, выстроить стратегию поведения при собеседовании.
Каждый раздел включает перечень вопросов и заданий для закрепления и углубленного освоения полученных знаний и умений.
Пособие содержит большое число приложений, которые наглядно иллюстрируют процесс устройства на работу.
Вторым изданием профориентационной направленности, адресованным выпускникам, является учебное пособие для учащихся старших классов: Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, В.В. Радченко, К.В. Совина,  Ю.К. Холодилова. Путь к профессии /Под общ. ред. И.В. Кузнецовой. Ярославль: Центр «Ресурс», 2001. — 112 с.
Книжка подготовлена на основе материалов, которые собраны сотрудниками центра за несколько лет работы с молодыми людьми, обращавшимися за консультацией по вопросам своего профессионального самоопределения. В нем отражены наиболее актуальные для выпускников школ темы.
Авторы поставили перед собой задачу — сделать выбор будущей профессии не пассивным, а вполне осознанным процессом, связанным с личностным пониманием и самоопределением. Задача не из легких, но авторы блестяще с ней справляются, превратив печатное издание в интерактивное.
Форма подачи материала необычна: в виде рабочей тетради, которую читатель заполняет в процессе освоения материала.
Работа над пособием расписана буквально по шагам. Причем каждый «шаг» (а их всего восемь) — это отдельная главка, посвященная тому или иному аспекту профессионального самоопределения: «Оценка готовности к профессиональному выбору», «Ознакомление с правилами выбора профессии», «Составление портрета подходящей профессии», «Составление «сырого» списка профессий», «Ознакомление с рынком труда», «Выбор профессионального учебного заведения», «Как подготовить себя к поступлению».
Несмотря на более чем серьезные названия, написана работа живым, доступным для подростков языком. Да и проблемы, которые затрагиваются, актуальны практически для каждого.
Авторы постоянно обращаются к читателям, заставляя их размышлять и принимать решения. Каждый «шаг» содержит задания, актуализирующие процесс самопознания.
Пособие содержит множество схем, графических выделений и смешных иллюстраций. Все это делает его увлекательным и доступным даже для самого ленивого и равнодушного к своему будущему подростка.
Как и предыдущее издание, это содержит большое количество тестовых заданий и вопросов для размышления и самопроверки. Хотя не все из представленных опросников дают точную психологическую характеристику личности, но, по крайней мере, их заполнение заставит молодого человека задуматься о своих способностях, возможностях и личностных особенностях.
Самый сложный материал — «Ознакомление с рынком труда» — написан настолько четко, лаконично и доступно, что не только школьник, но и любой взрослый почерпнет из него много полезной информации. На десяти страницах популярно изложены основы рыночной экономики.
Я сама наконец-то разобралась, чем отличается одна форма участия человека в экономических действиях от другой, познала структуру современного рынка труда и поняла, чем явная безработица отличается от остальных ее видов!
Очень полезной будет информация о ситуации на рынке труда как в России в целом, так и в Ярославской области в частности. Становится ясно, на что можно ориентироваться и какие профессии действительно востребованы сейчас.
Пособие завершает обширный список использованной литературы, нормативных документов. Особые приложения содержат словарик профессий, методику «Портрет подходящей профессии», матрицу соответствующих ему профессий и другую полезную информацию. Думаю, что это замечательное издание должен хотя бы подержать в руках каждый школьник.
Два других вышедших недавно пособия адресованы специалистам, которые непосредственно занимаются профориентационной работой.
О.В. Большакова, А.Г. Красильников, Е.В. Круглова, Т.Е. Кубикова, И.В. Кузнецова, С.В. Филина. Подбор персонала в соответствии с требованиями работодателей: Методическое пособие для специалистов службы занятости / Под ред. И.А. Волошиной, В.Л. Шкаликова. Ярославль: Центр «Ресурс», 2001. — 112 с. Эта книга, на мой взгляд, настоящая находка для всех, кто проводит профконсультационную работу.
Это своеобразный мини-учебник, в котором в свойственной изданиям «Ресурса» продуманной и обстоятельной манере изложены принципы построения современного рынка труда, задачи отбора и подбора персонала, подходы к составлению профессионально-психологического портрета.
А самое главное — изучив это пособие, психолог или педагог станут достаточно компетентными специалистами в вопросах профконсультации и профориентации, овладеют современными понятиями, существующими в этой сфере, научатся грамотно и квалифицированно подходить к изучению личностных особенностей и профессиональных склонностей человека.
В пособии подробно рассматривается ряд методов диагностики (интервью, собеседование, изучение биографии, тестирование), необходимых для создания целостного образа пришедшего на консультацию человека и составления его профессионально-психологического портрета. Очень подробно представлен один из современных методов диагностики — метапрограммное интервью.
Целый раздел посвящен психологическому портретированию. Здесь все также расписано четко и пошагово, приводятся примеры различных профессионально-психологических портретов. А ведь именно эта процедура (хотя ей и посвящены целые книги) в современной литературе методически представлена довольно слабо.
Для специалистов службы занятости это пособие вообще незаменимо. Имея его на руках, можно смело открывать новую службу практически с нуля. Все ее функции и виды работ представлены четко и подробно.
Тем психологам и педагогам, которые планируют заниматься профконсультационой работой в групповой форме, адресовано издание Методические рекомендации по проведению групповой профконсультации для выпускников 9–11 классов: 2-е издание, дополненное. Составители: Т.Н. Кузьмина, В.В. Радченко / Под ред. И.В. Кузнецовой. Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. – 56 с.
Как и предыдущие книги, эта также подготовлена на основе реальной консультационной деятельности сотрудников центра. В отличие от первого, второе издание содержит новую и более подробную информацию о рынке труда и образовательных услуг Ярославской области.
Основной целью представленного варианта группового консультирования является справочно-информационная работа со школьниками. Как происходит выбор профессии; что надо знать, чтобы правильно сориентироваться в существующей социально-экономической ситуации; как научиться правильно оценивать свои возможности, понять истинные мотивы выбора профессии, — обо всем об этом говорится в этой книжке.
В ходе такой консультации ребята узнают, почему важно самостоятельно и обоснованно подходить к выбору будущей специальности, как оптимально соотнести такие факторы, как «хочу», «могу» и «надо».
Те из ребят, кто хочет продолжить учебу, получат исчерпывающую информацию о рынке образовательных услуг, типах учебных заведений и требованиях к поступающим.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке московского кадрового агентства «АНК Персонал», обладающего большим опытом подбора персонала как на стандартные вакансии, так и на топовые позиции. Агентство осуществляет качественный поиск сотрудников с оплатой по факту выхода на работу и двукратной бесплатной гарантированной заменой в случае, если найденный сотрудник увольняется из организации с испытательного срока. Компания так же проводит тренинги, коучинг руководителей и команд, кадровый консалтинг.