Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЦВЕТОВОЙ ИГРОТРЕНИНГ

Н.М. Погосова
СПб.: Речь, 2003

Я очень люблю рассматривать книги, листать их, вдыхать запах бумаги. Мне нравится ходить в книжные магазины и очень трудно удержаться от покупки. При этом всегда непросто решить, что же на этот раз купить? Столько интересных и полезных книг, и, кажется, если какую-то не взять, это будет неправильно, несправедливо.
Вот, например, эта — очень красивая. Блестящая, яркая, «аппетитная» обложка. Правда, при виде так оформленной специальной литературы меня почему-то начинают одолевать сомнения. Наверное, очередная слащавая полуграмотная и претенциозная пустышка. И все же рискнул заглянуть...
О, да тут еще несколько цветных вкладок! Это коллажи: зеленый, желтый, оранжево-алый, сине-фиолетовый. Сначала думаешь, что это какой-то раздаточный материал, который можно вырезать и использовать в работе. Но оказывается, что это просто иллюстрации. Помещенные в начале этой необычной книги, они задают особое, разноцветное настроение, которое так необходимо в серые осенние дни.
А что же текст, спросите вы?
А текст, к моей огромной радости, нисколько не уступает оформлению. Оглавление — это целая поэма, чего стоят названия глав: «Страна цвета», «Красный цвет», «Желтый цвет»... «Золотой цвет». И как венец — «Приложение. За Синей птицей»!
Правда, немного жаль, что каждая глава не сопровождается цветной картинкой. А вот название некоторых упражнений: «Конфеты», «Волшебное превращение», «Бал осенних листьев», «Коричневый запах». Ах, как вкусно! Собственно, вся книга — это изложение цикла развивающих занятий, основанных на работе с цветом, для детей дошкольного возраста.
Занятия, что очень важно, не только направлены на развитие чувств, но и помогают преодолевать речевые нарушения (автор — логопед с большим стажем). Стоит отметить, что логопедическая составляющая лучше всего проработана в методическом плане, что же касается общей концепции цикла, то здесь возникает целый ряд вопросов.
Впрочем, к чести автора, она не пытается теоретизировать, а предлагает практическую технологию, которая очень интересна и насыщена полезным для практического психолога содержанием. Автор дает возможность читателю ознакомиться с тем, что наработала она, чтобы использовать этот опыт в собственном профессиональном творчестве, компонуя и преобразуя материал в зависимости от особенностей детей и стоящих перед ними целей развития.
Жаль только, что автор не поделилась тем, сколько времени у нее продолжается одно занятие. Не совсем понятны и мотивы, по которым некоторые цвета используются дважды, а другие — только раз. Ну и, конечно, было бы неплохо разработать итоговое занятие, поскольку сказка о Синей птице, на мой взгляд, не очень связана с тематикой тренинга.
И все же, это поистине чудесная книга! Ну а издательству «Речь» отдельное спасибо за красивое художественное оформление. Книги должны быть красивыми. Разумеется, при этом не стоит забывать и о том, что номера страниц в оглавлении должны соответствовать тексту. За этим издатель как-то не уследил.

Александр ШАДУРА