Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2003


КОЛЛЕГИ

О БАБОЧКАХ НА ПАЛОЧКАХ

В № 37 «Школьного психолога» мы начали разговор о психологической экспертизе игрушек. Разработка психологических требований к играм и игрушкам проводится исследовательским коллективом под руководством М.В. Осориной. Сегодня мы продолжим рассказ о хороших и плохих игрушках.

Почему одни игрушки привлекательны для детей, и они не расстаются с ними очень долго, а другие, на наш взгляд, яркие и интересные им быстро надоедают? Как считает Мария Владимировна Осорина, все дело в том, что игрушка должна отвечать действительным требованиям ребенка.

Все разрешено!

Первый признак такой игрушки — привлекательность для ребенка. Другими словами, он должен захотеть взять ее в руки, потрогать или даже попробовать на зуб! Поэтому игрушка обязательно должна быть интересна для тактильного взаимодействия. В нее необходимо заложить разнообразные и качественные компоненты для сенсорной стимуляции. Это не только приятные тактильные ощущения, но и запах. Дети помнят запах своих игрушек!
Сейчас появились другие возможности сенсорной стимуляции — игрушки с вибрационным воздействием, сложным качеством поверхности.
Привлекательна та игрушка, с которой ребенок или взрослый захотят возобновить контакт.
Кроме этого, по мнению М.В. Осориной, настоящая хорошая игрушка не может являться «серьезной» вещью. Ребенок должен иметь свободу манипуляций с ней.
Другими словами, он может делать с ней то, что нельзя позволить делать с «серьезными» вещами: например, разобрать на части. А с некоторыми типами игрушек вообще следует разрешать делать все что угодно.
Ну и, конечно же, игрушка должна быть доступна для ребенка — он должен ей овладеть! Как бы она ни нравилась малышу внешне, в силу возрастных возможностей он не в силах с ней справиться.
В игрушках страшны психологические ошибки, связанные со спутанностью программ. Скажем, малышу нравится красивая дорогая машинка, но ее нельзя дать ему в руки, так как он ее сломает или, не дай бог, повредит себе что-нибудь. Но когда ребенок подрастает и уже может физически справиться с недоступной ранее игрушкой (например, самостоятельно завести машинку), она становится ему неинтересна!

Чувствовать себя ведущим

По мнению Марии Владимировны, игрушка сохраняет свою привлекательность тем дольше, чем выше ее потенциал возрастного развития. То есть игрушка призвана, кроме всего прочего, служить решению развивающихся личностных потребностей ребенка.
К примеру, есть два вида «каталок» (простых игрушек на колесиках) для маленьких детей. Один вид — когда малыш что-то везет перед собой на палочке и это что-то (например, бабочка) по ходу движения машет крылышками.
Другой вид «каталок» — это те, которые ребенок везет за собой на веревочке.
Первый вид интересен для ребенка в тот момент, когда он учится самостоятельно ходить. Он держится за палочку, что помогает ему двигаться вперед. Но как только малыш почувствует себя самостоятельным человеком, эта игрушка утрачивает для него интерес (ведь бабочка на палке одна и та же).
А вот второй вид «каталок», напротив, становится еще более привлекательным. Ведь передвигая за собой машину или собачку, он чувствует себя ведущим! Здесь увеличивается поле возможных действий с ведомым предметом, повышается степень свободы.
Другая важная сторона — субъективная значимость игрушки. Она зависит от того, насколько сам малыш связывает с ней собственные фантазии и переживания.
По мнению М.В. Осориной, всякая «истинная» игрушка является для него чем-то особым, неповторимым, чего не может видеть и знать никто другой! Поэтому в игрушке должен быть заложен потенциал личностных проекций, экспромта.

Играя, развиваемся

Чем больше в игрушке реализуется перечисленных выше требований, тем больше ее общий психологический потенциал. Естественно, что такие игрушки живут долго и могут функционировать в различных ипостасях. К примеру, пирамидка, из которой ребенок уже «вырос», становится прекрасным строительным материалом, она может также использоваться в ролевых играх (где в ход идут ее отдельные элементы).
Для оценки игрушки крайне важны заложенные в ней образовательные и развивающие возможности. Но здесь нельзя забывать об одной вещи: чем больше конкретных задач программируется изготовителем, тем меньше свобода для играющего.
Какие образовательно-развивающие задачи реализуются через игрушки?
Прежде всего, это развитие различных психических функций, например мелкой моторики, координации движений, пространственной ориентации. К примеру, если кукла одета в костюмчик, на котором можно расстегивать пуговицы, то это способствует развитию пальцевой моторики ребенка.
Через игрушки может проходить презентация мира и культурных объектов. Этому могут служить различные предметные игрушки (наборы посуды, фигурки животных, машинки) и одежда кукол, например сюжетные наборы типа «Барби» и «Кен», всевозможные настольные игры, пазлы.

Необходимость общения

Игрушки и игры могут также способствовать развитию образного, символического мышления.
Новой формой обучения через игру стала трансляция духовно-нравственных принципов и норм. По выражению лица (или мордочки животного) можно понять, кто из них является добрым, а кто, наоборот, коварным и злым.
Интересно, что раньше в игрушки это не закладывали. У кукол не рисовали лиц, чтобы у ребенка была возможность для фантазии. Правда, у современных игрушек, изображающих монстров и привидения, понять, кто из них «хороший», а кто «плохой», также невозможно.
Культурная социализация через игрушку является очень важным моментом в формировании личности ребенка. И здесь именно на производителях игрушек лежит большая ответственность.
Важный признак «истинной» игрушки — возможность социального взаимодействия через нее. В саму игрушку могут быть включены элементы, требующие общения с более знающим человеком, единения ребенка и взрослого. Взрослый открывает малышу неведомые ему возможности игрушки!

Психологическая безопасность

Ну и главное, что должно красной нитью проходить через все качества игрушки, — это ее психологическая безопасность. Причем под этим понимается не только избегание разного рода «страшилок» и монстров, но и тот психологический комфорт, который ребенок испытывает при овладении игрушкой.
Психологическую травму малыш может получить, к примеру, при взаимодействии с игрушкой, с которой он не может справиться из-за несформированности того или иного навыка. Например, ребенок не может сложить пирамидку или ломает игрушку, а взрослые его ругают. В результате при контакте с игрушкой у него формируется ощущение собственной глупости.
Вышеперечисленные критерии, по мнению творческого коллектива, могут лечь в основу системы требований к психологической экспертизе игр и игрушек. Они должны учитываться не только при производстве новых игрушек, но и при их закупке и продаже, а также использовании в педагогической и психологической практике.

Хотели как лучше...

Во время мастер-класса его участники смогли не только узнать много интересного и полезного про игры и игрушки, но познакомились с «плохими» и «хорошими» экземплярами.
Признаюсь, что я вначале «купилась» на яркость окраски и забавный внешний вид многих из них, но, послушав, как их анализирует О.И. Пальмов, изменила свое мнение.
Главное при оценке игрушки, считает Олег Игоревич, предостеречь от использования тех из них, которые могут вызвать психологический конфликт у ребенка. Для иллюстрации нам было продемонстрировано несколько пирамидок. Одна была самая простая и на первый взгляд ничем не привлекательная. Другая же была сделана в виде петуха и имела весьма веселую раскраску. Словом, на взгляд взрослого человека была более интересной. Но Олег Иванович блестяще доказал, что с точки зрения 8–9-месячного ребенка все обстоит с точностью до наоборот.
Простая и незамысловатая пирамидка оказалась идеальной игрушкой для малыша этого возраста, поскольку имела большую устойчивую платформу, крупные и мягкие кольца, которые легко надевались на стержень. Играя с этой пирамидкой, ребенок легко может научиться надевать кольца в нужной последовательности и изучать, с помощью взрослых, цвета. Кроме того, ее приятно демонтировать, поскольку даже стержень у нее выкручивается!
Несомненным преимуществом этой игрушки является и то, что ее легко переносить (ведь дети любят таскать за собой значимые предметы). Огорчило одно — пирамидка была импортная, произведенная к тому же известной западной фирмой, чьи изделия отличаются не только качеством, но и высокой ценой.
Запавший мне в душу петух (он, кстати, белорусского производства), к сожалению, содержал целый ряд недоработок.
Выяснилось, что он неустойчив. Да и кольца у него снимаются с большим трудом, что не под силу маленькому ребенку. Одним этим психологическая травма обеспечена...
Плюс к этому игрушка сделана из жесткой пластмассы, что создает трудности для различных манипуляций с отдельными деталями (их трудно сжимать в ручке, грызть). А бросив ее, можно нанести физическую травму находящемуся поблизости. Да и швы у петушка обработаны очень небрежно, так что существует риск пораниться самому.
Идеальной игрушкой для этого возраста явилась представленная нам корова. Ей, кстати, уже больше 25 лет, но она до сих пор в прекрасной форме!
Здесь все продумано до мелочей, в строгом соответствии с возрастной адресацией. «Лицо» у коровы очень доброе и выразительное. Она может не только передвигаться вслед за «хозяином» на устойчивых колесиках, но и при движении помахивает хвостиком. Прикрепленный к ней проводок заканчивается мягким колокольчиком. Его можно сжать в ручке, и тогда корова замычит, причем этот звук даже можно варьировать силой нажатия.
В общем, здесь налицо удачное сочетание сенсорной привлекательности и развивающего потенциала игрушки. Можно только сожалеть, что корова также произведена в одной из европейских стран.
К большому сожалению, все представленные отечественные игрушки таили в себе множество изъянов, хотя на первый взгляд были яркими и многофункциональными. Так, паровозик, хотя и содержал счеты и часы, для самостоятельной игры не годился — маленький ребенок просто не сможет ими воспользоваться, а подросший вряд ли будет катать за собой игрушку. Так что и тут сплошная путаница в возрастной адресации и перегруженность развивающими задачами.
В общем, хотели как лучше...
Хочется надеяться, что проведение подобных исследований позволит разработчикам и производителям игрушек психологически и педагогически грамотно взглянуть на них. И в наших магазинах (наряду с дорогими импортными и дешевыми китайскими) появятся замечательные, удобные, радующие малышей и взрослых игрушки отечественных производителей.
Неужели мы на это не способны?

Ольга РЕШЕТНИКОВА