Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ

Н.А. Гусева
СПб.: Речь, 2003

Каждый психолог, работающий с детьми, не раз сталкивался с необходимостью проведения профилактической работы по предупреждению разного рода зависимостей и вредных привычек у детей. Особую актуальность эта работа приобрела в связи с массовым распространением наркотиков и других психоактивные веществ в подростковой и даже детской среде.
Но эта работа до сих пор сводится к чтению лекций о вреде алкоголя, табака или наркотиков. И организуют ее таким образом люди, от которых, к великому сожалению, зависит финансирование профилактической работы в масштабах страны.
Даже в федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2004 годы» в целях профилактики злоупотребления наркотиками Министерству образования предлагается «подготовить и издать для образовательных учреждений материалы информационно-пропагандистской направленности по проблемам профилактики наркомании». Так и представляются страшного вида плакаты типа «Курить — здоровью вредить!», развешанные на стенах школ и детских садов.
Правда, существуют и другие крайности, когда взрослые с радостью знакомят подрастающее поколение с многообразием психоактивных веществ, подробно описывая всевозможные необычные ощущения от их применения.
Поэтому книгу Н.А. Гусевой я взяла в руки с некоторой настороженностью. Но уже с первой страницы изменила свое мнение. Хочется сразу остановиться на достоинствах издания. Хотя в его подзаголовке значится: «Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами», на самом деле перед нами своеобразное учебное пособие, включающее тщательно изученные и проанализированные научные подходы к этой работе.
Автор доказывает, что профилактическую работу надо начинать не позднее, чем в младшем школьном возрасте, поскольку к началу подросткового периода у трети школьников уже формируется своеобразная наркогенная установка — доминанта возможной наркотической активности. Поскольку ее возникновение происходит на подсознательном уровне, то и работать над формированием противоположных установок предлагается очень осторожно и ненавязчиво, с учетом познавательных интересов и особенностей эмоциональной сферы младших школьников.
Книгу условно можно разделить на две части: теоретическую и практическую. В первой подробно изложены научные и организационные основы профилактической работы с детьми младшего школьного возраста.
Сама профилактическая программа, построенная с использованием сказочного сюжета и игровых элементов, носит название «Волшебная страна чувств». Автор представляет ее как «попытку синтеза хорошо зарекомендовавших себя отечественных и зарубежных программ профилактики аддиктивного поведения, а также валеологических и психокоррекционных программ».
В основе построения программы лежит каузальный (ориентированный на причины употребления психоактивных веществ) подход. Поэтому ее главная цель определяется автором как «гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы».

Ольга РЕШЕТНИКОВА