Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

«НЕ СУДИТЕ СТРОГО...»

Здравствуйте!
Снова набралась я сил, впечатлений и размышлений, чтобы написать вам. Сделать это надо было давно, так как много всего накопилось, а кое-что, наверное, уже успело забыться, потеряться, стать неважным. То, что осталось, и предлагаю вам прочитать, хотя, возможно, это будет нелегко сделать. Мысли мои прыгают с одного на другое, по пути зацепляясь за посторонние предметы, и уводят в такие душевные дебри, куда никто и не планировал забираться.
Попытаюсь все-таки сначала сказать о событиях, которые произошли и в которых мне было интересно поучаствовать.

Событие 1. В Лугоболотной средней общеобразовательной школе (п. Юбилейный, Оричевского района Кировской области) прошло выездное заседание творческого объединения психологов образовательных учреждений «Разработка и реализация психологических программ по сохранению психологического здоровья детей и подростков». Принимала гостей психолог высшей категории, сказкотерапевт, арт-терапевт Светлана Сергеевна Коротаева.
Она продемонстрировала, как воплощается в жизнь идея психологического сопровождения детей.
Нужно сказать несколько слов и о самой школе. Это маленькая, уютная и какая-то очень домашняя школа, где все — и учителя, и ученики — улыбаются друг другу и по-настоящему дружат.
И это неудивительно. Как выразился директор школы Василий Яковлевич Овчинников, «дети попадают к нам с самого рождения» (есть там и дошкольное отделение) и взрослеют на глазах педагогов.
И, конечно, немалую роль в осуществлении основного принципа школы — обеспечения преемственности в обучении и воспитании — играет психологическая служба. На каждом этапе обучения используются соответствующие возрасту психологические программы.
Участники творческого объединения имели возможность наблюдать, как реализуются эти программы.
За время работы семинара мы посетили занятие в подготовительной группе дошкольного отделения по программе «Введение в школьную жизнь» (Цукерман, Поливанова); урок в 3-м классе по программе «Тропинка к своему Я» (Хухлаева); урок в 5-м классе по программе «Профессия — школьник» (Битянова, Азарова, Земских) и занятие в 8-м классе по программе «Школа мудрости».
Светлана Сергеевна заражала всех своей активностью, творческим подходом к делу, артистизмом и оптимизмом. Удивительно, как же у нее на все хватает сил! Ведь она буквально с утра до ночи в школе (после уроков ведет кружки «Экология души» и «Арт-терапия»).
Конечно, в такой атмосфере гости не могли не проявить свои таланты. Поэтому работа группы закончилась созданием релаксационной картины, которая осталась в школе на память о нашем посещении.

Событие 2. В Кировском областном наркологическом диспансере состоялся семинар «Групповая техника в работе с подростками и молодежью по профилактике ВИЧ/СПИД и злоупотребления ПАВ». Его провели Валентина Анатольевна Зубарева, заместитель главного врача Кировского областного наркологического диспансера по детско-подростковой наркологической службе, и Наталья Владимировна Перминова, психолог отдела профилактики Кировского областного СПИД-центра.
В семинаре приняли участие психологи, социальные педагоги образовательных учреждений, а также врачи.
В первый день работы семинара участникам было предложено в роли подростков пройти профилактический тренинг и ощутить на себе особенности его проведения и содержания.
Например, «подростки» узнали, что такое ВИЧ/СПИД, как развивается заболевание, как оно передается, какие ситуации наиболее опасны в плане заражения и т.д. Вся эта информация закреплялась с помощью различных игр и упражнений.
Во второй половине дня участники работали над темой «Наркомания». И здесь они узнали много нового и важного — как формируется зависимость, по каким причинам человек начинает употреблять наркотики, какие существуют мифы о наркомании и т.д.
Очень важно, что вся работа была настроена на то, чтобы показать, что у подростка есть выбор, есть возможность решить, как ему жить — с наркотиками или без. И, наверное, именно этот настрой отразился в плакатах, созданных в микрогруппах по теме «Здоровый образ жизни».
Второй день можно назвать методическим. Здесь участники познакомились с целями, задачами профилактического тренинга, формами работы, стилями подачи информации, барьерами восприятия, структурой тренинга и методами оценки его эффективности.
После работы в микрогруппах были выделены особенности подростков, которые необходимо учитывать на занятиях; этапы проведения тренинга; качества, которыми должен обладать тренер.
После обхода участники продемонстрировали упражнения, которые они считают наиболее эффективными в работе с подростками.
В конце работы семинара все получили методические пособия по теме встречи и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

Это я перечислила события. Но есть еще разные мысли, страхи, сомнения. Письмо, начатое еще весной, заканчиваю лишь сейчас, осенью. И нельзя сказать, что мешали дела и не было возможности писать. Что-то удерживало. Но что? Я не могу точно определить. Сомнения в том, что это кому-нибудь нужно? Нет. Знаю, что прочитаете. Страх, что мои мысли никому не интересны? Пожалуй.
Но больше всего, наверное, боязнь оценки. Этакий серьезный дядя (или тетя), грозящий пальчиком и приговаривающий: «Непрофессионально!» Понимаю, что никого вы не судите и не осуждаете за размышления, но все же... страшно. Страшно за свои «крамольные» мысли. Какие?
Например, не забросить ли всю эту диагностику куда подальше? Это, конечно, крайность, но вот в чем для меня проблема: реальный, живой ребенок после диагностики распадается на внимание, память, самооценку и т.д. И как я ни пыталась «собрать» его — не вижу того, настоящего. Есть что-то неуловимое, что восстанавливается только при доверительным общении, когда я наконец забываю, у кого какие результаты по тому или иному тесту.
Наверное, это и есть выход — личное общение. Но ведь в нашей работе есть еще и групповые занятия.
И их проведение часто заставляет меня задуматься. О чем? О том, в чем я согласна с уважаемым и обожаемым мной Сергеем Степановым, — есть вещи, которые нельзя постичь играючи, они требуют большого и серьезного душевного труда. А для меня именно они важны.
Хочу сказать огромное спасибо Сергею Степанову за то, что он мне помогает и своим юмором, и своей открытостью и прямотой, и способностью быть самим собой, но оставаться готовым к изменениям. И за «прикладную философию» — спасибо. Это так мне близко. Только как это сочетать с практикой?
Не верю я «в рукотворение личности посредством упражнений».
И много у меня еще вопросов и «крамольных» мыслей.
Знаю, что решить свои проблемы я должна сама, и все же — спасибо вам за то, что поддерживаете в этих нелегких раздумьях. Так важно знать, что ты не одинок.

С уважением,
Ксения РУМЯНЦЕВА,
педагог-психолог
Кирово-Чепецкой
санаторной школы-интерната