Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА

Психолог школы и психолог ПМС-центра. Мы должны идти рука об руку, помогая неуспевающим детям. Однако за годы совместной работы на ниве образования мы накопили много взаимных претензий и нереализованных ожиданий.
Психолог в школе часто сетует на то, что ученик ходил на прием в центр, а там его не взяли на занятия. А психолог из центра, в свою очередь, негодует на то, что проблему можно решить в школе, не создавая длинных очередей на прием к специалисту, или на то, что школа не предоставляет информацию, позволяющую качественно проанализировать ситуацию.
В чем причина таких отношений? Попробуем разобраться.

ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ

Я долгое время работала практическим психологом в ПМС-центре и одновременно была школьным психологом. Познав изнутри работу этих специалистов, могу выступить в роли эксперта.
Итак, начнем со школьного психолога. Круг его профессиональных задач очень широк: он консультирует детей, родителей, педагогов, диагностирует, ведет развивающие и коррекционные занятия, а еще просвещает и обучает. И все это происходит в пространстве, в котором для психолога практически нет места.
Школа живет по своим, очень жестким законам. Жизнь учителей и учеников регламентируется расписанием. Для того чтобы «пробиться» к детям, школьный психолог использует любую возможность.
Заболел учитель и образовалось «окно» — с удовольствием проведет свое занятие, напросится на классный час, попробует выпросить у администрации парочку уроков и т.д. Находясь в школе, мы постоянно должны быть наготове, чтобы использовать любую возможность.
К сожалению, и после уроков не так уж много возможностей для работы с детьми. Кто-то спешит на занятия в кружки, кто-то общается с друзьями, у кого-то дополнительные занятия с учителем...
Нельзя забывать и о том, что дети в школе не просто получают знания, но живут. Включаясь в работу с психологом, ученик как бы выпадает из своей повседневной жизни. Если он пришел к психологу во время урока, значит, пропустил учебный материал, который потом каким-то образом придется восполнять. А если пришел в свободное время, значит, лишился общения с друзьями.
И поверьте, причина обращения должна быть очень серьезной, чтобы ребенок выбрал психолога. Часто бывает так, что психолог играет роль скорой помощи: ребенку плохо — и тогда он бежит к психологу, ему не жалко тратить силы и время на занятия. А стало чуть легче, он отказывается от встреч.
Строить долгосрочные планы, на протяжении нескольких месяцев проводить индивидуальные занятия с ребенком в школе — практически нереально. И дело не только в уровне профессиональной компетентности. Это еще и специфика школьной жизни.

ЗАЛОЖНИКИ РАСПИСАНИЯ

Еще одна особенность, во многом определяющая своеобразие практической работы психолога, состоит в том, что ему в школе приходится иметь дело с огромным количеством детей. Даже если работают несколько психологов или создана психологическая служба, понять проблемы всех школьников невозможно. В поле зрения чаще попадают дети с большими проблемами, как правило те, что нуждаются в особом сопровождении.
А еще особое внимание школьных психологов обращено на тех детей, про которых заранее известно, что они никогда не попадут на прием в психологический центр. Ведь для того чтобы попасть в центр, необходимо желание семьи, заинтересованность родителей (особенно если речь идет о детях младшего и среднего школьного возраста). А этого не всегда удается добиться. Поэтому работа с такими учащимися также входит в число первоочередных.
Вместе с тем за время обучения в школе каждый ребенок тем или иным образом попадает в поле зрения психолога.
Постепенно накапливается информация об особенностях пребывания ребенка в учебном заведении, причем эти данные касаются как учебной деятельности, так и сферы общения. Все эти данные могли бы стать хорошим подспорьем в работе психолога центра. Но встает вопрос: как передать эти материалы?
Школьный психолог не всегда знает о том, что семья обратилась в психологический центр. Но даже если он и был поставлен в известность или сам направил ребенка на консультацию к специалисту, это не решает проблемы. Часто бывает так, что родители не считают нужным передавать данные из школы или теряют их или психолог сам не доверяет это «досье» родителям.
А отправиться на встречу к психологу из центра его коллега из школы часто не имеет возможности. Психолог в школе, так же как и учителя и ученики, становится заложником расписания. Поэтому его самостоятельные поездки в центр являются скорее исключением, чем правилом.

ДЕТИ-ПРОФЕССИОНАЛЫ

У психолога в центре свои особенности работы и свои проблемы. Я не буду сейчас говорить об очередях и о том, что реально он может оказать помощь далеко не всем желающим.
Часто к нему на прием приходят клиенты, которые не могут сформулировать запрос. Расспрашивая их, психолог приходит к выводу, что дома родителей все устраивает и ребенок не видит повода для обращения за помощью, но что-то не устраивает школу. И тогда для работы специалистам необходима дополнительная информация от школьных коллег.
Еще одна проблема состоит в том, что и в школе и в центре мы пользуемся одними и теми же диагностическим материалами. На прием иногда попадают дети, прошедшие через батареи методик. Бывает и так, что диагностические методики используются не по назначению: служат материалом для развивающих занятий. В том и другом случае школьники становятся прямо-таки профессионалами диагностического обследования. Понятно, что ни о какой объективной диагностике тут говорить не приходится.
Работая в центре, мы с коллегами много думали о том, какой может быть схема работы «школьный психолог — психологический центр». Выработать универсальную программу не удалось. Но мы договорились о некоторых принципиальных моментах.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Прежде всего мы решили, что проявлять инициативу и связываться со школьным психологом по поводу конкретного ребенка должен специалист из центра. При этом мы не ждем, что уже в школе ученик пройдет углубленное психодиагностическое обследование. Тестирование можно провести и в центре.
Нас в первую очередь интересует информация о том, что представляет собой школьное пространство, в котором ребенок проводит большую часть своей жизни. Как складываются отношения у нашего клиента с учителями и одноклассниками? В чем заключается специфика конкретного класса и школы?
Важной является информация об особенностях деятельности ребенка в первой и второй половине дня, есть ли проблемы на уроках физкультуры и как они проявляются, есть ли индивидуальные специфические особенности общения с учителями и т.д. Психолог центра начинает работу, уже имея на руках целостный портрет школьника.
Эффективность психологической работы многократно возрастает, если изменяется не только ребенок, но и среда, в которой он развивается. Работу с семьей ведет психолог центра. Организует ситуацию изменения в образовательном учреждении школьный психолог.
Конечно, специалисты могут совместно выработать рекомендации для учителей-предметников, классного руководителя. Но ответственность за реализацию выработанных решений должен взять на себя школьный психолог.
В арсенале школьных психологов есть и технологии взаимодействия с другими специалистами в школе: психолого-педагогический консилиум, индивидуальное консультирование педагогов, выступления на педсоветах...
Перечень взаимных упреков и претензий может быть бесконечным. Но, мне кажется, гораздо важнее организовать сотрудничество, найти то пространство взаимодействия, в котором мы можем стать полезными друг другу.
Тем более что нас объединяет общая цель — помощь ребенку.

Татьяна БЕГЛОВА