Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическая профилактика проблем
в обучении и развитии школьников

Л.А. Ясюкова
СПб.: Речь, 2003

Психологическая профилактика — безусловно, один из необходимых компонентов практической работы психолога в школе. Однако до настоящего времени в силу ряда причин именно этот аспект работы школьного психолога по сравнению с традиционными диагностикой и коррекцией остается недостаточно разработанным, поэтому издание монографии по данной проблеме не должно остаться незамеченным.
Содержащимся в книге советам, рекомендациям и выводам можно доверять, так как они сделаны автором на основе многолетних исследований школьных трудностей, что позволяет отнести издание к категории «книг из опыта работы».
Некоторые принципиальные положения монографии на первый взгляд кажутся парадоксальными. По мнению автора, последовательное проведение гуманистического подхода, выражающегося в принятии детей такими, какие они есть, не способствует предупреждению проблем в их развитии и обучении. В силу того что детское развитие, как правило, дисгармонично, т.е. обучение объективно проблемно, а гармоничность — достаточно редкое явление, работа психолога должна быть направлена на выявление и предупреждение возможных школьных трудностей.
Эта авторская позиция не только декларируется, но и тщательно разрабатывается на конкретно-психологическом уровне. Автором предлагается технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР), которая включает в себя ряд взаимосвязанных этапов работы с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом школы.
Школьному психологу приходится работать с детьми разного возраста. В данном издании основное внимание уделено проблеме психологической готовности детей к школьному обучению. Это, по-видимому, является отражением авторского представления о важности психологической диагностики состояния познавательной и личностной сферы дошкольника для дальнейшего успешного обучения в школе, в частности для выбора оптимального уровня сложности образовательных программ.
При этом автор исходит из реалий сегодняшнего дня: школа предъявляет к ребенку вполне определенные требования, которые оказываются очень жесткими, а сама школа, несмотря на все эксперименты и реформы, остается консервативной системой. В этих условиях дети вынуждены приспосабливаться в школе путем специальной подготовки. Хорошо, что при этом можно рассчитывать на профессиональную психологическую помощь, в том числе воспользоваться рекомендациями, содержащимися в данной книге. Это делает издание одновременно современным и своевременным.
Много внимания автор уделяет проблеме оптимизации обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга. Соответствующие главы полезны психологам, работающим с данной категорией детей. Однако в силу распространенности минимальных мозговых дисфункций у детей эти сведения необходимы и психологам массовой школы, перед которыми стоит профессиональная задача — вовремя заметить и заподозрить что-то неладное и посоветовать родителям проконсультироваться у специалистов.
И последнее, на что хочется обратить внимание потенциальных читателей: некоторая ограниченность сделанных автором обобщений конкретными условиями нескольких школ Санкт-Петербурга. Читателю не стоит удивляться, если некоторые его наблюдения не совпадут с содержащимися в книге.

Марина СТЕПАНОВА