Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Как помочь
слабоуспевающему школьнику

Н.П. Локалова
М.: Ось-89, 2003

Многие школьные психологи знакомы с работами Н.П. Локаловой, и можно без большого преувеличения сказать, что эта небольшая по объему книжка — одна из наиболее популярных. В ней излагаются основы диагностической работы психолога и педагога с неуспевающими младшими школьниками.
Привлекает здесь многое: краткость и лаконичность изложения, продуманная структура и, возможно, самое главное (и самое неоднозначное, о чем речь пойдет ниже) — «педагогический язык». Основная идея книги, как представляется, состоит в том, чтобы научить педагогов видеть за внешними проявлениями школьной неуспешности ее внутренние причины и на основе поставленного психолого-педагогического диагноза грамотно проводить коррекционные мероприятия.
В книге три раздела. Первый — «Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины». Характеристики даны, что называется, в прикладном аспекте, на языке, понятном педагогу. Это хорошо, но не всегда. Время от времени глаз цепляется за определения и формулировки, которые несколько удивляют, так как не всегда очевидно, какая психологическая реальность за ними стоит. Например, среди трудностей, связанных с «особенностями формирования когнитивного компонента навыков», автор называет «тугодумность». А среди «недостатков в развитии познавательных процессов» — «однолинейность мышления». Когда простоты слишком много, она превращается в упрощение.
Во втором разделе приведены психодиагностические таблицы для выявления психологических причин тех или иных трудностей в обучении младших школьников основным учебным предметам. По словам самого автора, таблицы составлены на основе анализа литературы, а также бесед с учителями. В них дается педагогическое описание тех или иных трудностей, приводятся возможные психологические и иные причины их возникновения, указываются номера диагностических заданий, которые могут быть использованы для их специального выявления (этому посвящен третий раздел) и даются психолого-педагогические рекомендации.
Труд объемный и несомненно заслуживающий уважения. Систематизировать такой сложный материал очень непросто, это все мы хорошо понимаем. Но все же и здесь многие вещи вызывают вопросы. Например, можно встретить указание на такую причину трудностей в обучении математике: «не усвоено понятие инвариантности» (?).
Наименее информативной и содержательной как в первом, так и во втором издании остается рубрика «Психолого-педагогические рекомендации». Они встречаются лишь изредка. Часто сводятся к предложению обратиться к логопеду или иному специалисту. Очень жаль, так как подготовка хороших, грамотных рекомендаций педагогу по результатам диагностики — это серьезная задача для любого школьного психолога.
Третий раздел книги содержит психологические задания, с помощью которых можно провести диагностику тех или иных конкретных причин, лежащих в основе имеющейся учебной трудности. Эти задания, по замечанию автора, могут быть использованы и для проведения коррекционных занятий.
В целом, материал книги, безусловно, может быть полезен и интересен как школьным психологам, так и педагогам начальной школы.

Марина БИТЯНОВА