Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2003


НОВОСТИ

АЛЕКСИН
(Тульская область)

Летом при городском центре
психолого-медико-социального сопровождения
работал профильный лагерь «Лад»

Мобилизованные призывом газеты «Станьте нашим корреспондентом», мы решили рассказать об опыте работы с подростками «группы риска» в летнее время.
Множество детских профильных оздоровительных, трудовых лагерей открывается ежегодно в г. Алексине и его окрестностях. Ведь эти места самой природой предназначены для активного отдыха: песчаные берега Оки, сосновые леса, культурно-исторические памятники.
Одним из самых необычных для Алексина детских лагерей летом 2003 года был профильный лагерь «Лад» при Центре психолого-медико-социального сопровождения.
Само название лагеря было символичным. Во-первых, это слово является аббревиатурой названия Центра (личность, адаптация, диагностика), во-вторых, главной задачей работы с детьми было научить их жить в ладу с собой и другими.
Подростки от 10 до 13 лет обращаются в центр с самыми разными проблемами: низкая самооценка, повышенная тревожность, неумение налаживать межличностное взаимодействие. Многие из них не могли получать помощь в течение года, поэтому профильный лагерь был для них действенной поддержкой.
Всего одну смену организовали сотрудники центра для детей, но эта смена надолго запомнится им.
Уже первый день показал, что дети не умеют находить компромиссы, они болезненно обидчивы и эмоционально неуравновешенны. Требовалась серьезная психолого-педагогическая работа в привлекательных для детей формах, и сотрудники центра сумели организовать ее.
Жизнь детей была наполнена интересными событиями. («День экстрима», летний карнавал, «Веселые старты, конкурс «Моя Россия», викторины, экскурсии, сбор лекарственных трав).
Традиционные лагерные дела сочетались со специальными психологическими занятиями. План работы лагеря включал ряд тренингов, направленных на решение личностных проблем («Я сам строю свою жизнь», тренинги общения и др.). Педагоги-психологи проводили занятия по методу «символ-драма», в технике арт-терапии, с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.
Психологами была разработана система накопления призовых жетонов за разнообразные личные достижения, что помогало стимулировать каждого подростка, его активное участие в жизни детского сообщества.
Главное, что постигли дети за эту лагерную смену, — каждый из них может измениться к лучшему, стать более уверенным в себе, ответственным, увлеченным. Они получили возможность самопознания и самораскрытия, почувствовали свою самоценность, неповторимость каждой личности. Помогли этому, в первую очередь, мастерство и профессионализм сотрудников лагеря, общение, основанное на бережном, уважительном отношении взрослых к детям, модели поведения, демонстрируемые педагогами-психологами в самых разных ситуациях.
У каждого педагога-психолога свой стиль взаимодействия, свои «изюминки» в работе с детьми.
И.Ф. Решилина, начальник лагеря, опытный педагог-психолог, вела коммуникативно-двигательный тренинг, обучала детей приемам саморегуляции. Ее по-взрослому уважительное, серьезное отношение к каждому ценили все подростки.
Чуткость, постоянная направленность на личность другого человека психолога С.В. Рыжовой помогала ей стимулировать у детей позитивные изменения в ходе тренинга «Я сам строю свою жизнь».
Занятия ЛФК, проводимые обаятельной Н.А. Ипатовой, методистом по реабилитационной работе, научили детей ценить здоровый образ жизни. Быть собранными, организовывать себя и других умело помогала подросткам воспитатель Л.В. Бухтеева.
Нравилась детям молодость психолога Т.С. Сокоревой, воспитателя М.С. Новиковой, педагога-организатора О.А. Кажоциньш, позволявшая им на равных участвовать во всех соревнованиях и играх.
А какими увлекательными были занятия арт-терапией вместе с педагогом-психологом И.А.Тульниковой! Ее открытость, эмоциональность помогали раскрыться и подросткам.
Одним словом, разновозрастное детское общество активно училось через совместную деятельность новым социально-психологическим навыкам, способствующим успешной адаптации в социуме.
Как менялись дети, можно было заметить по их рисункам, рассказам, анкетам. Данные диагностики их нервно-психического состояния убедительно доказывают ценность проведенной сотрудниками центра работы. При подготовке дня закрытия лагеря какими сплоченными показали себя подростки! У них появилось взаимное уважение, поддержка слабых, принятие каждого.
Высокую удовлетворенность пребыванием детей в лагере «Лад» высказали и родители. Почти все они пожелали продолжения работы лагеря в будущем.
Программа профильного лагеря «Социально-психологическая адаптация детей к социуму в условиях временного коллектива» заняла первое место на конкурсе вариативных программ в сфере организации детского и молодежного отдыха, проводимом городским комитетом по молодежной политике в рамках президентской программы «Молодежь России».

Галина СТАРОСТИНА,
заместитель директора
Центра психолого-медико-социального сопровождения,
г. Алексин