Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОТЕРАПИЯ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Е.Т. Соколова
М.: Издательский центр «Академия», 2002

В период книжного бума, когда не представляется возможным познакомиться со всеми новинками психологической литературы, приходится делать выбор в пользу абсолютно необходимого в профессиональном отношении чтения. Многочисленные издания по психотерапии, предназначенные прежде всего тем, кто непосредственно занят консультированием и психотерапией, вряд ли могут принести ощутимую пользу психологу, работающему в школе.
Однако в данном случае меня заинтересовало то, что ее автор не только пишет учебные пособия по психотерапии, но и вот уже более 20 лет является практикующим консультантом и психотерапевтом. Это достаточно большой срок, если принять во внимание, что именно таков возраст существования психотерапии и психотерапевтической практики в нашей стране.
Подобное сочетание теоретических исследований с практической работой позволяет предположить следующее. С одной стороны, автор хорошо знаком с основными терапевтическими практиками, и это помогает в ходе профессионального общения с пациентом не соскальзывать на уровень житейской психотерапии. С другой стороны, собственный опыт способствует критическому восприятию существующих теоретических подходов в психотерапии.
Последнее способствовало оформлению самостоятельной научной позиции, согласно которой не существует одной истинной теории в противовес всем остальным; все теории дополняют и умножают наши знания о человеке. Такой подход дает основание автору книги высказывать свою точку зрения при рассмотрении различных психотерапевтических подходов и формирует «толерантность психотерапевтического мышления». Причем автор обращает внимание на мировую тенденцию к взаимовлиянию и концептуальному взаимообогащению психоаналитического, бихевиорально-когнитивного и гуманистического направлений психотерапии. Обращение к современным исследованиям в области психотерапии — еще одно несомненное достоинство данного издания.
В силу того что данное издание является учебным пособием, автором проведена большая работа по систематизации излагаемого материала. В частности, выделены критерии для сравнения приводимых психотерапевтических подходов. Тем не менее чтение книги остается серьезным занятием, предполагающим не только желание познакомиться с психотерапевтическими направлениями работы, но и наличие базовых знаний по основным отраслям психологии.
Было бы слишком смелым шагом рекомендовать данную книгу всем психологам-практикам. Она предназначена тем, кто считает нелишним для себя знать, кто такая М. Кляйн, чем знаменит К.Роджерс и какое влияние он оказал на становление отечественной психотерапии, что такое теория и практика личностного роста и т.д.
Психотерапия — область, которая всегда привлекала и будет привлекать к себе внимание ученых и практиков. Поэтому не исключено, что по прочтении книги у кого-то возникнет желание попробовать на практике некоторые психотерапевтические приемы и методы. Думаю, что в этой связи будет весьма полезно прислушаться к советам этического порядка, которые, впрочем, касаются не только психологического консультирования и терапии.

Марина СТЕПАНОВА

«Школьный психолог» предлагает всем издательствам, выпускающим литературу
по психологии, присылать в редакцию свои книги для независимого рецензирования.