Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ

Г.Е. Акимова
Екатеринбург: У-Фактория, 2003

Книга написана в популярном сейчас жанре вопросов и ответов, что сразу делает ее привлекательной для родителей. Можно, не читая большого количества специальной литературы, быстро найти ответ на волнующий вопрос, связанный с воспитанием и обучением ребенка. Точнее сказать — несколько вариантов ответов, поскольку автор еще в предисловии предупреждает родителей о том, что «проблемы воспитания представлены в книге как интересные психологические задачи с несколькими неизвестными». При этом ответы на вопросы «откуда?» и «почему?» могут дать только сами родители, проанализировав собственное поведение и ответные реакции ребенка. Внимательно читая книгу, неравнодушные родители смогут не только лучше узнать и понять своего малыша, но и оценить свою стратегию воспитания.
Материал в книге сгруппирован в два раздела. Первый — «Ребенок в школе» — посвящен проблемам, возникающим в процессе обучения, а второй — «Ребенок и окружающий мир» — раскрывает особенности детского поведения. Рассмотрение каждой из проблем напоминает заочную консультацию, когда психолог вступает в своеобразный диалог с родителями, заставляя их размышлять, анализировать и в результате — приходить к самостоятельному заключению о причинах нежелательных поступков ребенка, а также планировать свои дальнейшие шаги, направленные на изменение ситуации.
Даже беглое знакомство с перечнем представленных проблем говорит о большом опыте работы автора как психолога-консультанта. И хотя с выбором и освещением отдельных вопросов не всегда можно безоговорочно согласиться, читатели получат достаточное представление о том, почему ребенок неуспешен в школе или (и) ведет себя не так, как хочется окружающим. Этому способствует не только подробный рассказ о характере проблемы, но и то, что автор через систему отсылок расширяет представление родителей о возможных причинах поведения ребенка, которые в действительности могут быть очень далеки от их внешних проявлений. А ряд материалов сопровождается небольшими тестами и опросниками.
Завершает рассмотрение каждой проблемы небольшой список литературы для самостоятельного изучения. Это, пожалуй, самое слабое место в книге, поскольку большинство из предложенных книг и журнальных статей датировано серединой девяностых годов, что сразу делает их недоступным для читателей. Тем более что сейчас на книжном рынке в изобилии представлены популярные психологические издания, которые могут быть полезны родителям для более углубленного знакомства с проблемой ребенка.
Некоторые из отобранных изданий вообще обескураживают. Так, по теме «Вовлечение в деструктивные секты» почему-то рекомендуется изучить «Материалы Ассоциации защиты семей и лиц от губительно воздействия сект» (Франция)...
Но это не портит общего хорошего впечатления от книги.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

«Школьный психолог» предлагает всем издательствам, выпускающим литературу
по психологии, присылать в редакцию свои книги для независимого рецензирования.