Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2003
 

Мамы чаще всего говорят о ребенке так:
— Был бы человек хороший, больше мне ничего не нужно.
Именно в таком порядке слов: «человек хороший», с ударением на «человек». Иногда эту программу-минимум поясняют:
— Был бы он добрый! Был бы он честный!
«Человек хороший» с ударением на «человек» — значит добрый и честный.
Когда образование становится доступным всем, приходит пора мечтать о человечности. Это от хорошей жизни стали говорить «был бы он человек», а не от плохой.
Но в то же время все устали от дурных людей, от бесстыжих слов, от бессовестно сделанных вещей, от элементарной непорядочности. Устали от людей, безразличных к людям.
В исследовании, проведенном психологами, когда испытуемым предложили список из пяти качеств, важных для человека, большинство поставили слово «доброта» на первое место. Мы все мечтаем о добром окружении.
Но когда этим же самым людям предложили такой же точно список — но для себя, то слово «добрый» было сброшено с чемпионской первой ступени на третье-четвертое место. «Вы, пожалуйста, будьте подобрее ко мне, а у меня доброты хватит» — так это нужно понимать.
Каждый из нас кажется себе очень добрым; отчего же в мире так не хватает доброты? Каждый склонен ждать добра от другого, а не от себя.
Несмотря на общую нашу тоску по совести и добру, у человека есть основания сомневаться: доброта и честность — это достоинство или недостаток? Сила или слабость?
В этом сомнении — все. Тут сердце, нет, тут сердцевина всех наших воспитательных стараний.
Воспитать честных и добрый детей, воспитать «человека хорошего» можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах; но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих — вы, читатель, или кто-нибудь другой — искренне, глубоко, не сомневаясь — то ли с детства не сомневаясь, то ли победив сомнения, — верил, что доброта и честность, или любовь и совесть (что одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них-то вся сила, в них весь  разум мира.
Любовь и совесть правят миром.
В этой строчке, которая может вызвать и усмешку, в этой строчке, где каждое слово может показаться напыщенным, в этой ничего не значащей для многих людей сентенции — в ней бьется живое сердце воспитания. Вся судьба детей, вся наша детная жизнь — в этих словах, в том, что за ними скрыто.

Симон СОЛОВЕЙЧИК
Из книги «Педагогика для всех»