Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОДРАМА
В ДЕТСКОЙ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

А. Айхингер, В. Холл
М.: Генезис, 2003

Что такое «психодрама», знает, конечно же, каждый психолог. Это психотерапевтическое направление широко известно и активно применяется в самых разных областях психологической практики. Но в практике групповой психотерапии и психологической коррекции как с взрослыми, так и с детьми часто используется не психодрама, а отдельные техники и понятия из ее арсенала. Тем интересней книга, в которой представлен вариант детской групповой психотерапии, построенной на принципах психодрамы от начала до конца.
Авторы опираются на собственный 20-летний опыт работы, «ориентированной не на следование догматическим постулатам, а на реальные потребности детей». Авторы, по их словам, «хотели бы стимулировать творческую активность читателей и зажечь в них желание экспериментировать». Тем не менее в книге достаточно четко описана структура как отдельных терапевтических сессий, так и всего курса в целом. Авторы утверждают, что «оптимального результата можно достичь примерно за 30–50 сессий, что соответствует временному периоду от одного до полутора лет».
К сожалению, мне не удалось обнаружить в книге указаний на то, с какой периодичностью проводятся сессии, хотя продолжительность каждой сессии, а также особенности работы во время каникул и отпусков, как и ряд других важнейших организационных вопросов, обсуждается. Здесь описывается подготовительная фаза: выявление показаний и противопоказаний к этой форме терапии, особенности формирования группы, требования к помещению и реквизиту. Далее подробно рассматривается структура психодраматической сессии и терапевтические техники, ход развития группы, специальные интервенции терапевтов, ориентированные на отдельных детей и на групповой процесс в целом.
Очень интересен взгляд авторов на отдельные фазы терапевтического процесса, проблемы начала и завершения сессии (ведь она длится всего 60 минут, и за это время надо успеть разогреться, организовать значимое ролевое взаимодействие и завершить процесс, вывести детей из ролей), способы работы с заторможенными, боязливыми и агрессивными детьми.
Последняя глава посвящена требованиям к психотерапевтам. В ней анализируются различные аспекты переноса и контрпереноса на разных стадиях развития группы. Авторы обращают внимание читателей на принципиальные моменты внутренних переживаний терапевтов и их влияние на групповой процесс, а также на особенности развития процесса в том случае, когда терапевтов двое.
Книга насыщена конкретными примерами из опыта работы авторов, что делает текст предельно наглядным и позволяет читателю не только как будто воочию увидеть все происходящие в группе процессы, но и вместе с авторами отреагировать на них в роли терапевта.
Эта работа будет полезна ищущим и творческим специалистам, каковыми, без сомнения, и являются все читатели нашей газеты.

Александр ШАДУРА