Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОМАНДОВАТЬ
ИЛИ ПОДЧИНЯТЬСЯ?

М.Е. Литвак
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

Мне уже как-то доводилось рецензировать книгу Михаила Ефимовича Литвака — тогда это был «Психологический вампиризм», который очень понравился сочетанием содержательности и легкости изложения.
Такой же комплимент в полной мере относится к новой книге «Командовать или подчиняться?». Если бы все умные книги по психологии читались так же легко, то, наверное, нам не приходилось бы сетовать на низкую психологическую грамотность населения. И наоборот — если бы все популярные книги по психологии были бы столь же содержательны, то рецензентам «Школьного психолога» не на чем было бы оттачивать свою иронию.
Только не надо читать издательскую аннотацию, а тем более — ей верить. Она выдает бестселлер (пусть пока потенциальный) за научную книгу для специалистов и даже за учебное пособие по психологии управления, написанное на основе «клинического опыта автора по проведению групповой психотерапии и психологическому консультированию». А на самом деле перед нами сборник остроумных наблюдений, увлекательных «баек», метких определений, ярких обобщений и весьма дельных советов.
Да, автор действительно вел и ведет психотерапевтические группы, но в основу книги лег скорее его житейский опыт, чем клинический. А раз так, то нам легче приложить к себе его наблюдения и поверить его рекомендациям.
Немало веселых минут мне доставило чтение первых двух глав — «Психология управления» и «Психология управления в действии». Описанные здесь типы начальников и подчиненных пусть и небесспорны, но все же весьма жизненны, а выводы продуманны, хоть и выглядят иногда парадоксально.
Следующие главы развивают сказанное на конкретных примерах и в разнообразных ситуациях. В качестве «подопытных» коллективов выступают лечебные и педагогические учреждения, воинские подразделения, спортивные клубы и даже семейные группы.
За несколько неожиданной специальной главой для «врачей, занимающихся групповой психотерапией», следует изложение авторской теории «эмоционального питания» и техники «эмоционального моделирования», представляющих фактически рекомендации по борьбе с собственными неврозами, хотя этого слова автор и не употребляет.
Школьному психологу будет особенно интересна глава о впечатлениях психотерапевта, ставшего преподавателем лицея. А завершают книгу приложения, состоящие из множества замечательных афоризмов.
Не могу сказать, что книга четко структурирована. Ее построение больше напоминает мозаику, но это никоим образом не мешает ее восприятию. Наоборот, каждая главка и подглавка по отдельности воспринимаются как яркие рассказы, а вместе складываются в общую картину. Получается очень образно, хотя и не слишком строго.
Но ведь для популярной книги это достоинство, а не недостаток. Верно?

Марк САРТАН