Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2003


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

НАЧАЛЬСТВО НЕ ВСЕГДА ОШИБАЕТСЯ...

На вопросы наших читателей отвечает
главный специалист отдела практической психологии
и охраны здоровья Минобразования России Тамара ФЕДОТОВА

Связано ли введение практико-ориентированных факультативов и учебных курсов по психологии в рамках школьного и регионального компонентов базисных учебных планов с наличием учебных программ, рекомендованных Министерством образования РФ? Существует ли полный перечень таких программ? Где можно получить сведения об этих программах?

Людмила ТРЕФИЛОВА,
г. Курск

Сейчас существует две таких программы, рекомендованные Министерством образования. Во-первых, это курс «Психология», разработанный доктором психологических наук Р.С. Немовым. Хотя он ориентирован на преподавание психологии в 10–11-х классах, но по нему можно заниматься и девятиклассникам. Тогда весь курс необходимо переструктурировать. Психолог по согласованию с методистами в своем городе или регионе может эту программу утвердить и проводить по ней занятия.
Вторая программа, которая сейчас внедряется достаточно активно, — «Психология в школе», созданная творческим коллективом ученых под руководством И.В. Дубровиной. Она охватывает детей с третьего по одиннадцатый классы. Этот курс апробировался в течение шести лет на базе школы-лаборатории Психологического института РАО № 799 Восточного округа г. Москвы. Два года в статусе федеральной экспериментальной площадки над его внедрением работают семнадцать школ г. Омска и ряд образовательных учреждений в других городах. Данная программа предусматривает изучение психологии как предмета.
Хочется отметить, что и та и другая программы могут применяться в рамках как регионального, так и школьного компонента учебного плана, а также изучаться факультативно.


Психологическая служба нашего города находится в стадии становления. На сегодняшний день существует проблема обеспеченности образовательных учреждений специалистами и уровня их подготовки. Второй год в городе работает представительство Московского психолого-социального института, где желающие получают второе высшее заочное образование по специальностям: логопедия, психология, психоанализ.
Мы столкнулись с проблемой при приеме на должности педагога-психолога и учителя-логопеда лиц, которые только обучаются по специальности, но еще не имеют диплома об образовании. Во «Временных требованиях по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)» (Приложение к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5), в пункте 1.3, указано на необходимость предъявления специальных требований к профилю полученной специальности по должностям учителя-логопеда (о наличии высшего дефектологического образования), педагога-психолога (о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического образования с дополнительной специальностью «Психология»).
Разъясните, пожалуйста, можно ли принимать на работу в должности учитель-логопед и педагог-психолог лиц, которые не имеют диплома о специальном образовании? Распространяется ли на должности учитель-логопед и педагог-психолог пункт 1.2 «Временных требований...» о том, что «окончание трех полных курсов высшего учебного заведения, а также учительского института и приравненных к нему учебных заведений дает право на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование»? Другими словами, достаточно ли трех курсов вуза для приема на работу в должности педагог-психолог?

Людмила КОМАРОВА,
г. Тында

В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования РФ, утвержденными Постановлением Министерства труда РФ № 46 от 17.08.1995 г., на должность педагога-психолога может быть назначен специалист, имеющий высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».
А согласно приказу Министерства образования РФ и Госкомвуза России № 622/1646 от 14.12.1995 г. «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий» (приложение № 4) на должность педагога-психолога и учителя-логопеда может быть назначен специалист, имеющий среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специализацией «Психология».
Более конкретно сказано в инструкции Министерства образования РФ и профсоюза работников образования и науки РФ «О порядке исчисления заработной платы работников учреждений образования» (№ 20-58-196/20-5/7 от 16.01.2001 г.), в разделе 9 «Порядок определения уровня образования», пункте 9.3: «Наличие у работников диплома государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании право на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает. Окончание 3 полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление разряда оплаты труда по ЕТС, предусмотренного для лиц, имеющих среднее профессиональное образование».
Следовательно, трех полных курсов обучения в высшем учебном заведении достаточно для того, чтобы специалист мог занять должность педагога-психолога или учителя-логопеда, но разряд оплаты его труда по ЕТС будет соответствовать уровню, предусмотренному для лиц, имеющих среднее специальное образование.


Я работаю педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении общего назначения, но в нашем детском саду есть две группы для детей с диагнозом ДЦП и две группы санаторного типа. За работу в этих группах я получаю надбавку к зарплате 20%, но в удлиненном отпуске в 56 календарных дней мне отказывают (предоставляют 42 календарных дня), ссылаясь на то, что наше учреждение является ДОУ общего назначения. Правильно ли это?
Существует ли конкретная нагрузка для педагогов-психологов в работе с детьми спецгрупп, исходя из того, в частности, что в одной речевой группе предоставляется одна ставка учителя-логопеда?

Татьяна ЛЕВЧЕНКО,
г. Кумертау

Уважаемая Татьяна! По вопросу продолжительности отпуска Ваше руководство поступает правомерно. 56 календарных дней имеют только педагоги-психологи определенного перечня образовательных учреждений, например школ или ППМС-центров, а психологи ДОУ, к сожалению, таким правом не обладают. Даже если они работают в специализированных группах, то получают за это только доплату. Если бы Вы работали в специализированном учреждении, то продолжительность отпуска была бы иной.
А что касается нагрузки психолога, то это пока, к сожалению, не определено. Существуют лишь нормы по количеству детей в группе и количеству часов согласно сетке занятий.


Проведение коррекционных занятий в школе является важным звеном в работе каждого психолога. В любом методическом пособии по данному вопросу можно найти описание упражнений для развития внимания, а именно: «Найди отличия», «Пройди лабиринт» и т.п. Такие задания сейчас печатаются во многих периодических изданиях и детских книгах.
Насколько правомочно использование этих заданий и их тиражирование для коррекционных занятий?
Я составила пособия, подобрав упражнения для развития внимания из детских газет, журналов, книг. Фраза «Охраняется Законом РФ об авторском праве» в них отсутствовала.
Составленные пособия рассчитаны конкретно на детей 9–10-летнего возраста, время работы над всеми упражнениями в среднем не превышает 15–20 минут. Все задания адаптированы мною к возможности их письменного выполнения. Такие пособия можно использовать многократно.
Объясните, пожалуйста, можно ли составлять такие пособия и использовать их в своей работе?

Елена ПОПКОВА,
педагог-психолог

Существует определенный порядок составления таких программ и получения разрешения на их использование в практической деятельности. Источником для составления авторской программы могут быть уже существующие апробированные методики и упражнения, психологическая литература. В такую программу могут войти и собственные упражнения.
Но любая программа, составленная психологом самостоятельно, должна получить независимую рецензию и пройти экспертизу на базе местного института повышения квалификации работников образования, ППМС-центра или соответствующих кафедр вузов, при условии, что они имеют лицензию на экспертизу развивающих и коррекционных программ. После этого программа может быть допущена к применению в практической деятельности.
Сейчас факультет психологии Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена занимается разработкой критериев оценки развивающих и коррекционных программ. Это очень серьезная работа, результатом которой будут четкие критерии оценки авторских программ.
Кстати, сейчас по инициативе Министерства образования проходит всероссийский конкурс индивидуальных профилактических коррекционно-развивающих программ. Прислано более ста работ, все они очень интересные. Жюри рассматривает эти программы, затем будут подведены итоги, и я надеюсь, что самые достойные будут опубликованы в газете «Школьный психолог».


Я педагог-психолог, работаю в средней общеобразовательной школе. Разъясните, пожалуйста, следующий вопрос: по астрономическим или академическим часам рассчитывается рабочее время педагога-психолога? Особо интересует нормативная база, на которую можно сослаться.

БЕЗ ПОДПИСИ

Нагрузка педагога-психолога рассчитывается по астрономическим часам.
Нормативы здесь такие же, как и у учителей. Педагог проводит урок в течение сорока пяти минут, плюс пятнадцать минут перемена.

Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА