Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2003


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ШКОЛА ПО ПОНЯТИЯМ

Обычно, когда я говорю, что работаю педагогом, нередко слышу: «Наверное, вы много зарабатываете?» В ответ на мой недоуменный вопрос: «почему?» – мне авторитетно заявляют: «Вы ведь можете заниматься репетиторством!» На уровне обыденного сознания педагог — это человек, неплохо зарабатывающий на репетиторстве.
Заметим, что и современный врач при своей мизерной зарплате не считается окружающими нищим человеком, поскольку имеет возможность брать деньги с пациентов...

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СИТУАЦИЮ

Сам факт репетиторства преступлением, естественно, не является, но он дает материал для размышлений и для лучшего понимания специфики труда школьного учителя и психолога в современной ситуации.
Действительно, если ученик не способен усвоить обязательный учебный материал, с ним нужно заниматься дополнительно. Это нередко делают сами родители или школьные педагоги. Возможны и факультативные занятия. В последние десятилетия придумали еще и «классы коррекции». Интересно, что раньше (в проклятое советское время) пытались даже «закреплять» отличников за отстающими. Но это помощь, так сказать, безвозмездная.
Особенность репетиторства состоит в том, что с ученика (точнее, с его родителей) берут немалые деньги. Но тогда у репетитора возникает соблазн так организовывать ситуацию, чтобы к нему обращались как можно чаще. В таком случае его действия уже можно рассматривать как специально организованное вымогательство. Возможны варианты жесткого, откровенного вымогательства и вымогательства мягкого (вплоть до того, что берут не деньги, а подарки или пользуются какими-то услугами).
По нашим наблюдениям, масштабы такого вымогательства огромны. Правда, в провинциальных городах это встречается гораздо реже, чем в столицах.
Что касается школьного психолога, то подчас он, понимая, что наблюдает вымогательство, этому не противодействует — ведь таковы правила игры, и нарушать их небезопасно. Или, хуже того, он сам может оказаться причастным к организации ситуаций для вымогательства. Например, в некоторых престижных московских школах есть конкурсный отбор в первый класс. И тогда важным становится «определение психологической готовности ребенка к школе» (хотя, как правило, все решает администрация; заплатив определенную сумму на «нужды школы», родители-спонсоры легко устраивают своих чад куда угодно).

ОПЯТЬ ДВОЙКА

Важным условием для вымогательства является специальное завышение требований к ученику. Уже с момента поступления в школу от малыша могут требовать начальной грамотности, умения считать, читать стихи и знать их авторов и т.п. Но тогда спрашивается, что он будет делать в первом классе?
В дальнейшем основным аргументом в пользу «дополнительных занятий» (естественно, за деньги!) является до предела усложненная программа. Родителям так и заявляют: «В нашей школе обучение идет по усложненным программам. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не отставал, нужны дополнительные занятия...» Ну как может родитель отказать, тем более что он желает своему ребенку добра!
Наши наблюдения показывают, что если родители отказываются «сотрудничать» с такими педагогами или брать репетиторов, педагоги могут по-своему мстить их детям, оказывать на них определенное психологическое давление. Например, ребенку занижают оценки, демонстрируют свое пренебрежение, отпускают обидные реплики по поводу его низкой успеваемости и т.п. Нам известны случаи, когда дети обращались к учителю с просьбой разъяснить им сложный материал, а учитель отвечал: «Вы это сами должны знать» – и ставил двойки...
Особенно сложная ситуация складывается в так называемых спецшколах (например, в школах с углубленным изучением английского языка). У тех ребят, родители которых сами хорошо владеют языками и часто бывают за границей (иногда вместе с детьми), проблем, естественно, не возникает. Но другим ученикам, которые тоже хотят освоить язык и именно для этого поступили в спецшколу, часто заявляют, что они должны учить язык самостоятельно или с репетитором (или в той же школе, но за отдельную плату). Спрашивается: а школа-то зачем нужна?

ПРОФЕССОРА В ПРОИГРЫШЕ

Но есть моменты, которые обычно упускают из виду, рассматривая проблему школьного вымогательства. А главное состоит в том, что даже ученики начальных классов уже многое видят и понимают. Например, ребенок замечает, что некоторые его одноклассники, не демонстрирующие особых успехов в обучении, все же получают неплохие оценки. Дома родители объясняют ему, что за такого мальчика (или девочку) платят деньги учителю, а «за тебя мы заплатить не можем». И он начинает понимать, что хорошие оценки можно не столько заслужить, сколько просто купить...
В условиях психологического давления и насилия со стороны педагогов (в литературе такой вид насилия называют пренебрежением) у детей постепенно складывается чувство собственной неполноценности. Особенно у тех, кто проявляет определенное старание и самостоятельность.
По нашим наблюдениям, часто в такой ситуации оказываются дети профессоров (с их мизерными зарплатами), тогда как дети предпринимателей демонстрируют высокие показатели (по тому же иностранному языку), ведь их родители понимают, что «за все нужно платить»... Вот такая получается «школа по понятиям».

ТЫ — МНЕ, Я — ТЕБЕ

В каком-то смысле и учителя можно понять (но не оправдать). В условиях, когда «рыночные отношения» проникают во все сферы жизни, и особенно в такую уязвимую, как образование, вымогательство фактически легализуется и даже поддерживается на уровне общественного сознания. Ко всему прочему, и его зарплата, как известно, оставляет желать...
Все больше случаев специально организованного вымогательства видит наш педагог вокруг себя, и ему трудно удержаться от соблазна.
Получается, что он действительно подает дурной пример своим ученикам. И тогда все высокие гуманистические идеи образования просто перечеркиваются. Вместо творческих, бескорыстных по своей сути отношений между учителем и учеником вырисовываются отношения «рыночные»: я вам — знания и тепло своей души, а вы мне — денежки (гонорар) или дорогие подарки.
Такая позиция получает моральную поддержку у немалой части родителей, а затем — и у повзрослевших детей. Более того, если учитель в финансовом отношении совершенно ничтожен и дети это понимают, то в их глазах он просто неудачник. Такой педагог тем более не способен быть достойным примером для подражания.
Но если учитель (пусть даже с помощью вымогательства) все-таки имеет дополнительный доход, то в глазах многих учеников он предприимчивый человек, который ценит свой труд и заставляет с собой считаться окружающих.
Так что этот вопрос не так прост и очевиден.

ВООДУШЕВЛЕННАЯ ВЕРА

Правда, остается еще одна интересная психологическая проблема — это проблема профессиональной совести учителей и школьных психологов. Совершенно неправильно представлять педагога-вымогателя непременно как ужасную фигуру, безнадежно деградировавшую в личностном плане. Наш опыт общения с подобными педагогами показывает, что это по-своему симпатичные и образованные люди. Просто нынешняя ситуация фактически вынуждает их становиться вымогателями. И в другой ситуации они перестали бы этим заниматься.
Но здесь обозначается другая проблема. Как отмечал еще В.В. Давыдов, «школа, подрастающее поколение — это будущее любой страны» и «в школе должны обсуждаться самые острые проблемы общества». Если выпускники будут знать эти проблемы и стремиться их как-то решать, то общество в целом будет развиваться, в противном случае — «общество обречено на стагнацию».
Еще в начале ХХ века Г. Мюнстерберг в своей книге «Психология и учитель» писал, что «воодушевленная вера в ценность человеческих идеалов — это самое лучшее, что ребенок может приобрести, сидя у ног учителя», и это — «фактически самая полезная вещь, которая может быть усвоена в классах».
Но если педагог, пусть даже вынужденно, занимается вымогательством, то сможет ли он обсуждать со школьниками эти сложнейшие общественные проблемы? Будет ли у него моральное право выполнять свою высокую миссию?

ВСЕОБЩИЙ ЭКВИВАЛЕНТ

Все это тем более интересно, что даже в должностной инструкции педагога-психолога сказано, что он должен руководствоваться в своей работе Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка... В этих документах, а также в работах многих отечественных и зарубежных специалистов отмечается важность ориентации педагогов и психологов на общечеловеческие ценности.
Однако опыт обсуждения проблемы общечеловеческих ценностей со студентами-психологами и слушателями курсов повышения квалификации работников образования показывает, что мало кто из них представляет, что лежит в основе общечеловеческих ценностей.
Существуют различные подходы в определении этих ценностей: религиозный («в основе общечеловеческих ценностей лежат христианские заповеди»), правовой (обычно здесь ссылаются на «Всеобщую декларацию прав человека») и реалистический.
Реалистический подход позволяет честно выделить ценность, реально значимую для подавляющего большинства людей, независимо от религиозной ориентации, национальной принадлежности и правовой культуры, — это деньги. Заметим, что неуважительное отношение к деньгам проявляют те, кто заработал их нечестным путем. На самом же деле деньги — это показатель общественного признания труда человека, это его мечты и надежды, его возможности для отдыха и культурного развития.
Конечно, в качестве высшей ценности хотелось бы выделить что-то вроде «самоактуализации», «самореализации» или «самотрансцендентности». Но даже А. Маслоу, предложивший понятие «самоактуализация», отмечал, что на этот уровень выходят далеко не все люди, а лишь самые выдающиеся (всего около 1 % населения).
Поэтому, когда педагог или психолог в школе пытаются каждое свое образовательное действие оценить в деньгах, компенсируя унизительно маленькую зарплату, то в какой-то мере они тоже ориентируются на реальные «общечеловеческие ценности».

РАЗМЕЧТАЛИСЬ...

Хочется представить себе такое время, когда зарплата учителя будет достойной, не провоцирующей его на разного рода вымогательства. Когда квалифицированный общественно полезный труд будет поощряться государством, а образование рассматриваться не как сфера бизнеса, а как важнейшая государственная задача.
Но пока все это фантазии, нам остается лишь обозначить вымогательство (пусть даже временное и вынужденное) как острейшую проблему не только образования, но и всей российской культуры.
Нам кажется, что факт обсуждения этой проблемы уже сам по себе является условием ее разрешения, пусть даже в отдаленной перспективе.
Представленная статья является дискуссионной. Мы готовы выслушать и иные точки зрения. Тем более что не во всех российских (и даже не во всех московских) школах вымогательство распространено. Но проблема все-таки существует.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук