Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2003


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ПСИХОЛОГИЯ НА ОСТРОВЕ СВОБОДЫ

Совсем недавно Куба была для нас родной и близкой.
Но прошло не так уж много времени, и оказалось, что мы практически ничего не знаем про жизнь на острове Свободы. Поэтому, услышав, что на международном форуме «Дети в чрезвычайных ситуациях» присутствует кубинский коллега, я поспешила познакомиться с ним.
Моим собеседником стал доктор психологии из Гаваны Алексис Лоренсо РУИС

Расскажите немного о себе.

Я кубинец, в 1988 году окончил факультет психологии Ростовского государственного университета и считаю — мне очень повезло, что получил образование в России.
Я вернулся на Кубу и стал работать главным психологом в областном центре. Основным направлением моей работы была психодиагностика в школе. Я занимался разработкой стратегии диагностики детей, имеющих определенные расстройства, и намечал пути реабилитации.
Последние тринадцать лет я работаю главным психологом кубинской программы «Дети Чернобыля». Я очень рад, что могу вернуть свой долг России, помогая вашим детям, пострадавшим от этой катастрофы. Сейчас сотрудничаю с латиноамериканским центром медицины катастроф, где совместно с ЮНИСЕФ мы разрабатываем методические рекомендации для детей, попавших в экстремальную ситуацию, и их семей.
С 1998 по 2001 год я имел возможность поработать на Украине. Там, в городе Евпатории, был организован международный детский медицинский центр, в котором использовали и самые лучшие российские, украинские, белорусские научные разработки по реабилитации пострадавших детей, и кубинскую программу.
После этого я защитил докторскую диссертацию в Харьковском национальном университете внутренних дел.

Отношение к психологии на Кубе чем-то отличается от того, что вы наблюдали в России?

Мы можем гордиться тем, что наша маленькая страна имеет очень богатую психологическую культуру. Профессия психолога у нас является одной из самых престижных: в каждом, даже самом небольшом городе обязательно есть священник, врач, учитель и психолог. Раньше на Кубе был только один факультет, занимающийся подготовкой психологов, а сейчас их три. В год мы выпускаем сорок—пятьдесят специалистов.
Профессия психолога не является, конечно, массовой, и его подготовке уделяется особое внимание. Ведь психолог (я не случайно упомянул его вместе с врачом, учителем и священником) работает с душой человека, его духовностью. При этом мы придерживаемся материалистических взглядов на человека (не надо путать с марксистко-ленинскими). Для нас человек — единство биологического и социального, но стержнем является его психологическая сфера.

В каких отраслях психология получила у вас наибольшее распространение?

Наша психологическая служба развивалась в соответствии с традиционными социокультурными представлениями. У нас, например, нет медицинской психологии, но есть психология здоровья. И если в Америке этот термин возник в 1974 году, то у нас начали говорить о том, что психология может превентивно влиять на укрепление здоровья человека, на пять лет раньше.
На Кубе каждый знает, что у психолога можно получить совет по любому вопросу, вплоть до оптимального образа жизни, взаимоотношений с окружающими, а это напрямую относится к здоровью. Медицинская психология рассматривает человека как больного. Но ведь юристы не называют человека преступником до решения суда? Поэтому мы говорим о психологии здоровья. Сейчас это направление развивается во многих странах. И я призываю своих коллег в России к тому, чтобы развивать его у себя.
У нас существует серьезная система подготовки таких специалистов. Психолог обучается пять лет, параллельно работая в области медицины: он готовит публикации, получает результаты собственных исследований. Потом он сдает экзамен и поступает в ординатуру на три года. По ее окончании он получает степень магистра психологии здоровья.
Особое внимание сейчас уделяется помощи детям в чрезвычайных ситуациях. И я могу гордиться тем, что те знания, которые я получил у вас, мне очень помогли и помогают.
В Латинской Америке есть федерация психологов, работающих в чрезвычайных ситуациях, и я являюсь представителем Кубы в этой федерации. В нашей стране есть точно такая же федерация, и мы занимаемся тем, что организуем и проводим курсы подготовки, а также повышения квалификации для врачей, медсестер, парамедиков (людей, готовых оказать первую помощь).

А как вы работаете с детьми в этом направлении?

Недавно при участии ЮНИСЕФ на Кубе и в других странах Латинской Америки были изданы книги для детей и подростков по психологии, социологии, медицине, с помощью которых дети могут не только сами узнать что-то полезное, но и передать эти знания родителям и другим окружающим их людям.Дети должны знать, как человек общается с природой и как природа общается с человеком. Как человек, например, влияет на возникновение природных и техногенных катастроф.
Обычно говорят о факторах риска. Но, слава богу, в последние десять лет психологи поняли, что надо обращать внимание и на факторы поддержки. На то, что человек может сделать, на его внутренние ресурсы.
Ребенок, прежде всего, должен понимать, какие ресурсы есть у него и у его семьи. Имеется в виду внутренняя культура противостояния трудностям, конфликтам — то, что психологи называют «жизненной стратегией». Это первый уровень психологических знаний.
Второй уровень — знания о том, как надо себя вести во время чрезвычайной ситуации, которая может произойти в любом городе или деревне.
И самое сложное — третий уровень: мы учим ребенка выступать в роли своеобразного психолога или педагога и передавать имеющиеся у него знания другим.
Мы проводим мониторинг, выясняя, как эта подготовка влияет, например, на поведение людей в экстремальной ситуации. Пока результат очень надежный.

Этот опыт достоин того, чтобы распространять его в России?

Нужно повышать психологическую культуру. Например, Советский Союз имел самые серьезные разработки на уровне методологии, хотя практическая психология в вашей стране только начинает развиваться. И нужно быть очень осторожным, поскольку не каждый психолог готов к практической работе. Особо это относится к оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Там психолог должен быть в первую очередь социально и личностно зрелым человеком, гуманным и тактичным. Даже если вы хороший профессионал, но этики у вас никакой нет, то вы можете сделать только хуже и страха у людей, которым вы оказываете помощь, прибавится.
Каждый психолог имеет свои методы, свои инструменты, важна их целостность.
Я как представитель кубинского и латиноамериканского центров медицины катастроф готов делиться тем опытом, который имеет моя страна. Такая работа сейчас проводится на Украине. К сожалению, с Россией у нас сотрудничество не складывается.

Почему?

Не знаю. Мы лечили российских детей из чернобыльской зоны до 1992 года. На Кубе побывали тысячи рябят, потом это прекратилось. Официально нам отвечали, что в вашей стране нет финансовых возможностей, чтобы направлять детей к нам на оздоровление. И что у вас и так существуют все необходимые условия для такой работы. Это хорошо, но было интересно делиться тем опытом, который накоплен в наших странах.

Как развивается психология в системе образования?

Национальное руководство по психологическим вопросам осуществляется на уровне министерства образования. Кроме того, в каждой области существуют центры, которые занимаются профилактикой, диагностикой и реабилитацией детей. В них психолог, как правило, является руководителем мультидисциплинарных групп. Считается, что он самый главный специалист. И когда я пришел после окончания учебы на работу в такой центр, то стал интересоваться, кто руководитель группы, в которую меня направили. На меня все удивленно посмотрели и сказали, что я психолог, поэтому я и должен руководить.
В состав группы входят также педагог, психопедагог (это педагог с психологическим образованием, который занимается с детьми, имеющими проблемы в учебе), дефектолог (у него другая специализация), социальный работник (они могут быть и со средним образованием). В группе обязательно есть психолог со средним образованием — психометрик (человек, который занимается преимущественно тестированием), а также психиатр и педиатр. В системе образования у нас есть и медицинская служба.
Психолог, как главный специалист, должен видеть ребенка «в целом». Хотя ситуация обсуждается всеми специалистами, но психолог имеет большие права, поскольку подписывает заключение и несет за него юридическую ответственность.
Подобные группы существуют в каждом городе и в каждом районе. Их имеют и большие школы, в которых учится по тысяче школьников.

А как организована работа?

В конце учебного года проводится диагностика, по результатам которой определяются направления профилактической работы с учащимися. Она затрагивает не только учебный процесс. Специалисты приходят к ребенку домой, общаются с родителями, смотрят, как дети ведут себя в обществе. После такого всестороннего обследования начинается подготовка ребенка к следующему учебному году.
На каждого ученика составляется документ, похожий на тот, что раньше у вас назывался социально-психологической характеристикой. Туда входят социальные, педагогические, психологические параметры.
На Кубе все дети дошкольного возраста каждый год обследуются психологом в детских садах, а при поступлении в первый класс — педиатром и получают всестороннюю психологическую консультацию. Это в порядке вещей, так же как и то, что все беременные женщины обязательно проходят консультацию у психолога. Все это я и называю психологической культурой.
В образовании очень важно вести профилактическую работу. Например, ребенок получил двойку. А почему это произошло? Может быть, у него проблемы с вниманием, памятью или логическим мышлением? Решением этого вопроса занимается вся мультидисциплинарная группа. Один человек не может разобраться с такой проблемой.
В результате группа специалистов под руководством психолога представляет письменное заключение, которое имеет юридическую силу. Там даются рекомендации учителям, педагогам, родителям.
Если у ребенка диагноз ЗПР, то родителям могут порекомендовать отдать ребенка в специальную школу. Причем в документе должно быть точно указано, на какое время он будет туда отправлен и сколько раз в течение года нужно его диагностировать. Определяется, какой специалист будет с ребенком работать, — логопед, коррекционный педагог. Каждый специалист дает в карте письменное заключение, и в конце года решается, возвращается ребенок в общую школу или нет.
Если мы имеем дело с трудностями в самой семье, то выясняется, какие социально-психологические нужды у этой семьи, чем можно помочь.

Расскажите про социальных педагогов.

Социальный педагог — человек, который оканчивает педагогический университет и имеет знания по возрастной, детской психологии и психодиагностике в области образования.
Сейчас очень распространена проблема расстройства внимания. Существует множество методик диагностики и реабилитации, но в последнее время мы занялись профилактикой подобных расстройств. Можно ли еще в детском саду, пока ребенок не пошел в школу, спрогнозировать, будет ли у него расстройство внимания? Узнав это, можно проводить развивающую и профилактическую работу с ребенком в детском саду, в семье, с воспитателем.
Каждый день в первом классе дети получают такое количество информации, что если они психологически не подготовлены, то ничего не успевают понять и сделать. Поэтому готовиться к учебе нужно заранее. И все это делает социальный педагог.
Эти специалисты имеют серьезную юридическую подготовку. Они должны хорошо знать права ребенка, права родителей. Допустим, ребенок совершает преступление, а мама вспоминает, что десять лет тому назад у него были проявления шизофрении. И тогда именно социальный педагог начинает искать информацию об этом случае.
То есть не мама занимается помощью ребенку, а специально подготовленный человек. В его обязанности входит не только защита ребенка, но и правовое просвещение родителей.

Вы говорили о психологах с разными уровнями подготовки. Зачем это нужно?

Психолог, который имеет среднее образование, называется психометрик. Такие специалисты есть в США, Латинской Америке, Японии. Человек после окончания девятого класса поступает в техникум психологической направленности, где изучает общую, возрастную и педагогическую психологию, но главное — он учится проводить диагностику (хотя сейчас все большую роль приобретает профилактическая и воспитательная работа).
Психометрик проводит тестирование, изучает ситуацию в семье и школе. Но поскольку у него нет высшего образования, не все проблемы он решает сам. В одной и той же команде могут работать специалисты и с высшим образованием, и со средним.

Как получают помощь сельские дети?

У нас в стране есть очень маленькие школы, по 5–6 человек. Есть даже такие, где учится один ребенок. К ним приезжают психологи из областных и городских центров. Поэтому сельские дети получают ту же самую помощь, что и городские.
У нас есть маленькие селения в горах, где мы стараемся сохранить школы, независимо от количества детей. В каждой из таких школ есть компьютер и все необходимое для учебы. Сельским детям уделяется большое внимание, ведь кому-то нужно обрабатывать землю, выращивать кофе, какао.

А на что ориентирована система образования на Кубе?

Сейчас в образовании введены многие современные программы, в частности развивающее обучение. Сначала программы вводятся как экспериментальные, а потом лучшие из них применяются по всей стране. В качестве примера можно привести компьютерное образование. Сейчас дети не только знакомятся с компьютером, но и учатся с его помощью.
Кроме того, у нас очень популярно обучение с помощью телевидения. Многие предметы — культура, искусство — преподаются таким образом. Для этого существует специальный учебный канал, который охватывает всю страну. Есть канал для университетов, где читаются лекции по отдельным предметам и целые спецкурсы.
И совсем необычное направление — работа с пожилыми людьми. У нас общество стареет, средняя продолжительность жизни — 77 лет. Человек, который выходит на пенсию, еще полон сил, ему надо чем-то занять себя. Такие люди могут посещать занятия в университете. Это называется высшее образование для пожилых людей.
Там пожилые люди развиваются духовно. Я тоже преподаю на этих курсах и получаю большое удовольствие, когда читаю старикам, например, курс о психологии здоровья.

Сколько же лет самому старшему вашему студенту?

У меня есть девяностолетний слушатель. Дай бог мне прожить столько и быть в такой форме.

Есть ли на Кубе свои психологические издания?

Да, у нас есть и «Вопросы психологии», и «Вестник психологии Гаванского университета». В Центральном и Восточном университетах тоже выходят свои журналы. Существует латиноамериканский журнал психологии, где мы часто публикуем свои статьи. Есть даже издание, похожее на вашу газету, где публикуются методические руководства по психологии для учителей. Там можно встретить тематические подборки статей и разработок, например, по развитию внимания, разбор конкретных случаев, их обсуждение.

Какие из практических направлений особенно популярны у вас?

На Кубе развиваются все направления, но сейчас особенно популярна когнитивная психология, позволяющая получить наилучший результат за короткое время, и психоанализ. Но он имеет некоторые отличия от традиционного. У вас по-прежнему много последователей Фрейда, а современный вариант психоанализа, на мой взгляд, очень много берет у советской социальной психологии, эффективной для работы с семьями, с проблемными людьми. Я, например, работал в русле когнитивно-поведенческой психологии, занимался психоанализом в ситуации конфликтов.
На Кубе очень большое внимание уделяется изучению влияния средств массовой информации на психическое здоровье, особенно при освещении чрезвычайных ситуаций, насилия, жестокости.
Мы много учимся. Периодически проводим региональные, национальные и международные курсы повышения квалификации.
В ноябре следующего года у нас планируется международная конференция, и мы очень хотим, чтобы на нее приехали российские коллеги.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА