Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2003


ИГРОТЕКА

ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Предновогоднее занятие
с подростками и старшеклассниками

Психолог, регулярно встречающийся с ребятами на своих уроках или факультативных занятиях, знает, что Новый год — любимый праздник детей любого возраста. Его ждут, к нему готовятся, на него надеются. Но только у самых маленьких есть шанс отметить с одноклассниками и учителями приближение Нового года. Их ждут праздничный концерт, учитель по физкультуре, переодетый Дедом Морозом, самодельные бумажные снежинки, наклеенные на окна, и другие незыблемые новогодние атрибуты. А у старшеклассников бывает только школьная дискотека, да и то не всегда.
Психолог может исправить эту несправедливость, посвятив последнее занятие декабря любимому празднику человечества. Кроме того, этот необычный тематический урок позволит и самому психологу почувствовать приближение Нового года, так как ведущий имеет полное право участвовать в выполнении предложенных упражнений наравне с подростками.
Ниже излагается примерный план предновогоднего урока. Аналогичные занятия проводились с учащимися 8–11-х классов. Возможно, с внесением некоторых изменений, предложенные упражнения подойдут и для учеников другого возраста. Особенно хорошо такое занятие пройдет с небольшой группой учащихся (13–15 человек), сидящих в кругу. На него потребуется около одного часа. Психолог, располагающий другим временем, может сократить или дополнить план занятия по своему усмотрению.

1. АССОЦИАЦИИ

Для того чтобы «разогреть» учеников и прикоснуться к праздничной атмосфере, нужно попросить их по очереди ответить на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Новый год»? Это могут быть любые части речи, главное, чтобы ответы не повторялись».
Как правило, никаких затруднений это упражнение не вызывает. Многое здесь лежит на поверхности — мандарины, елка, салат «оливье», семейный праздник и т.п. Поэтому в небольшой группе можно предложить каждому высказаться несколько раз, для того чтобы услышать необычные ассоциации. После окончания упражнения психолог благодарит учащихся и отмечает самые неординарные или забавные ответы (можно спросить у ребят, чем они вызваны).

2. МЕЧТА

Ведущий обращается к группе с небольшой речью, рассказывает о том, что люди всех возрастов любят Новый год и с детства ждут от этого праздника изменений в собственной жизни, сюрпризов и т.п. Можно рассказать о собственном отношении психолога к празднику или о своих детских представлениях о нем. Важно только, чтобы это настраивало учащихся на предновогодний лад. Кроме того, психолог может попросить высказаться желающих: какие яркие впечатления детства, связанные со встречей Нового года, есть у ребят, как сейчас они относятся к празднику. Надо быть готовым к тому, что мысли подростков будут не слишком радужными, прозвучат нотки разочарования или равнодушия. Однако в какой-то момент разговор придется прекратить и подытожить, высказав мнение, что, несмотря на все вышесказанное, каждый из нас в глубине души продолжает ждать от этого праздника чуда и радости.
Потом ведущий раздает всем специально заготовленные заранее одинаковые листы бумаги и просит написать ответы на два вопроса:
1. Что (какую вещь) я мечтаю получить в новом году?
2. Какое качество характера я мечтаю приобрести в новом году?
Подписывать свою фамилию не надо. Необходимо предупредить, что ответы будут зачитаны вслух. Листы собираются и ждут до конца занятия. Психолог может вместе со своими учениками выполнять задание.

3. МИНИ-КОНФЕРЕНЦИЯ

Психолог делит группу на три подгруппы и объявляет начало шуточной конференции, посвященной проблеме Нового года. Каждой из подгрупп необходимо подготовить сообщение на одну из предложенных тем и ответить на вопросы остальных учащихся после выступления.
Темы заранее пишутся на карточках, и ребята вытягивают одну из них:
1. Каким должен быть идеальный Дед Мороз (внешность, характер, привычки)?
2. Какими обычаями можно заменить имеющиеся в России традиции встречи Нового года (например, что сделать вместо елки или традиционного обращения президента)?
3. Человек не чувствует приближения Нового года, у него нет ощущения праздника. Что можно сделать для возвращения предпраздничного настроения?
На подготовку «доклада» отводится 5 минут, после чего группы по очереди выступают, а остальные ребята и психолог задают им вопросы. Когда все выступили, ведущий благодарит и объявляет конференцию закрытой.

4. МЕЧТА (окончание)

Психолог напоминает о том, что в начале занятия все отвечали на вопрос, что они желают получить в будущем году. Ответы тщательно перемешиваются, и ведущий по очереди зачитывает их вслух. Получается что-то вроде портрета группы — какие материальные запросы у ее участников и какие пожелания к собственному характеру есть у ребят. Желательно не комментировать эти ответы и пресекать оценочные суждения со стороны подростков.
После прочтения всех ответов психолог благодарит учащихся и желает им выполнения их желаний, подчеркивая при этом, что во втором вопросе успех зависит исключительно от них самих.

5. НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА

Все участники делятся на пары, которые усаживаются рядом (желательно, чтобы в них не оказались лучшие подруги, которые обычно все делают вместе). Если одному подростку не хватило пары, то к нему должен присоединиться психолог. Каждая пара получает чистый лист бумаги А4 и несколько цветных карандашей. Задание простое: нарисовать вдвоем открытку «С Новым годом!».
Ведущий подчеркивает, что художественные достоинства произведения оцениваться не будут. Главное, чтобы это было совместное творчество и в итоге получилась именно поздравительная открытка. Можно попросить отойти при выполнении задания от привычных образов и штампов (символ наступающего года, елка), однако и это не важно. Подписывать работы не обязательно, но при желании можно. Необходимо предупредить, что получившиеся шедевры будут представлены на всеобщее обозрение.
На выполнение дается 5 минут, после чего психолог собирает открытки, перемешивает их, благодарит авторов и пускает произведения по кругу, чтобы каждый мог их рассмотреть. Обычно это проходит весело и комментарии подростков бывают скорее забавные, чем злобные. Психолог может повесить эти открытки в своем кабинете.

6. ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Ведущий благодарит всех участников занятия за работу и поздравляет с наступающим Новым годом. Неважно, заранее это приготовленная речь или экспромт, главное, чтобы подростки услышали, что психолог искренне желает им удачи в новом году и с нетерпением ждет новых встреч.
Есть надежда, что школьники ответят ему взаимностью.

 

Елена КРАВЦОВА,
научный сотрудник
Московского городского
психолого-педагогического института