Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

НАШИ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДРОСТКИ

А.А. Булгаков
М., 2003

В наши дни трудно написать хорошую поваренную книгу, путеводитель по крупному городу или биографию знаменитости. Все традиционные рецепты давно известны и опробованы, достопримечательности описаны, великие биографии изложены в мельчайших деталях. Нужно обладать немалой изобретательностью, свежестью взгляда, оригинальностью подхода, чтобы исчерпанную, казалось бы, тему раскрыть по-своему, да еще так, чтобы заинтересовать искушенного читателя. Ну и, конечно, не обойтись без свежих фактов, ранее не обнародованных, — кому интересен пересказ трюизмов?
Автор книги о подростках сталкивается с той же проблемой. На эту тему в последние десятилетия написаны сотни и тысячи книг и статей, и нужна немалая смелость, чтобы претендовать на новое слово в этой области. Алексей Булгаков нашел в себе эту смелость. Нашел ли он новое слово?
Книга Булгакова — по-своему интересная, написана живым слогом, повествует об актуальных проблемах. Но, читая ее, трудно отделаться от ощущения deja vu — то же самое, но другим слогом, доводилось читать уже не раз. Утрата взаимопонимания родителей с взрослеющими подростками, уязвимость молодых перед коварными соблазнами, проекция на детей родительских проблем... Автор пытается привнести в свой рассказ некоторое своеобразие акцентом на специфике современной ситуации взросления подростков. В самом деле, слова «мы такими не были» перестали быть ритуальным возрастным брюзжанием — нынешняя ситуация весьма специфична и даже драматична. Но и об этом писано-переписано тыщу раз. Сказано однажды: «Время дурное? На то и люди, чтобы сделать его лучше». Но люди, кажется, настолько растерялись, что уже не в силах справиться с грузом навалившихся на них проблем. А живое описание этих проблем вряд ли кому прибавит уверенности и стойкости.
Своеобразие книге придает и подробное (иногда кажется — даже излишне) описание конкретных случаев, со всеми перипетиями детско-родительских отношений, переживаний, с историческими (вплоть до внутриутробной поры — нынче это модно) реминисценциями. Эти фрагменты книги читаются как настоящая художественная литература, хотя писателям, сказать по правде, этот жанр удается лучше. В данном случае автор включается как толкователь, интерпретатор, а точнее, как констататор проблем с позиций признанных мэтров — Берна, Роджерса и прочих. Резюмировать эти рассказы можно было бы весьма лаконично: личностно несостоятельным родителям, запутавшимся в ворохе собственных проблем, не приходится рассчитывать на благополучное становление личности их детей. Вы этого раньше не знали? Коли так, эта книга — для вас.
И вообще — если вам наскучила заварная лапша и в доме нет поваренной книги, ступайте в магазин и купите какую-нибудь свежеизданную, с яркими картинками. К тем, у кого на полке уже стоит шедевр Елены Молоховец, это пожелание, понятно, не относится. Тем более что любые рецепты в итоге сводятся к формуле: «Посолить по вкусу, варить до готовности». Из века в век кулинарное мастерство, как и искусство жизни, передавалось от старших младшим назидательным примером. Нынче учимся по книгам. Может, в этом-то и состоит проблема?

Сергей СТЕПАНОВ