Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2004


БЕЗ ТЕСТОВ

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить...

Булат Окуджава

Одиннадцатиклассники занимают особое положение в школе: вроде бы еще школьники — слушают учителя, пишут контрольные, отдают дневники на подпись родителям, но уже думают не только и не столько о предстоящих выпускных экзаменах, сколько о жизни после школы. Внешне такие самостоятельные и самодостаточные, они на самом деле нуждаются во внимании и понимании со стороны взрослых.
Противоречие между демонстрируемой взрослостью и переживаемой внутренней зависимостью от окружающих близких людей выливается в непродуманные поступки, ссоры с родителями, обиды, грубые слова, вызывающее поведение. Нам, взрослым, это не нравится, кажется недопустимым и вызывает реакции типа: «Ну как он (она) мог себе такое позволить?»
Хорошо, когда такое поведение старшеклассников вызывает не только негативные чувства, но и желание разобраться в происходящем, с тем чтобы не осудить их, а помочь им. Думаю, что педагоги любой школы припомнят не один случай такого вызывающего поведения старшеклассников. Повторяющиеся из года в год жалобы учителей, обращения родителей по поводу некрасивых поступков подросших детей, произнесенные с нескрываемым отчаянием слова: «А можно с вами поговорить?» — хорошо знакомы каждому школьному психологу. Ситуации бывают такими, что приходится только удивляться терпению и выдержке совсем еще юных созданий.
Все это заставило меня задуматься о необходимости предупреждения всякого рода срывов, последствия которых далеко не всегда поддаются безболезненному исправлению.

ЧУЖИЕ ПИСЬМА

Не имея возможности индивидуального общения со всеми выпускниками, тем более что далеко не все в этом и нуждаются, я решила применить фронтальный метод обследования. Его целью должно было стать выяснение того, насколько благополучно чувствуют себя подростки. Их объективные трудности очевидны: перегрузки физические и эмоциональные, необходимость выбора профессионального пути, противоречия между желаниями и обязанностями.

Статья опубликована при поддержке сайта межрегиональной общественной организации поддержки пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника "Доверие". На сайте организации Вы найдёте подробную информацию о заболевании и способах лечения, сможете пройти тест на болезнь Крона, задать вопрос и записаться к врачу. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://vzk-life.ru/.

Мое внимание привлек опубликованный на страницах «Школьного психолога» (№ 43, 2001) вариант контент-анализа эпистолярных сочинений. Подросткам предлагается написать письмо воображаемому другу, начав его следующим образом: «Здравствуй, друг! Ты просишь меня рассказать о моей жизни, о том, что радует и что беспокоит. А еще ты спрашиваешь меня о моих планах на будущее...»
В качестве критериев для анализа сочинений психологи из Кишинева З. Гришанова и Е. Левченко выделили пять показателей психического здоровья, которые выступили категориями контент-анализа: принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить в настоящем, осмысленность индивидуального бытия и принятие других.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Все одиннадцатиклассники, за исключением трех девочек, не пожелавших «говорить о самом интимном», согласились написать письма, которые оказались письмами-откровениями.
Полученные результаты превзошли мои ожидания. Мой расчет на большой процент уклончивых повествований не оправдался, большинство выпускников достаточно подробно написали о себе и своих планах. Лишь немногие ребята отнеслись к заданию формально и ограничились кратким изложением объективных данных, что само по себе тоже весьма диагностично.
Более того, многие письма представляли собой пространные монологи о жизненных ценностях и средствах их обретения. Подростки не просто сообщали о выбранной профессии, а аргументировали свой выбор. При этом не все связывали свое будущее с профессией (преимущественно, девочки), а возлагали большие надежды на создание семьи.
Некоторые письма носили выраженный гражданский характер. В них речь шла о современной политической и экономической обстановке в стране. Подростки смело высказывались по поводу последних событий, подчеркивали зависимость своей жизни от благосостояния государства в целом. В нескольких письмах присутствовал нескрываемый национализм.
Памятуя об обещанной анонимности, полученные данные я публично не обсуждала. Одиннадцатиклассники по собственному желанию подходили ко мне, и мы кратко или долго (в зависимости от их настроя) беседовали по поводу сказанного в письме. Они не скрывали, что им интересно говорить о себе. Им было вдвойне приятно: во-первых, кого-то интересует не только их учеба, курсы и репетиторы; во-вторых, они чувствовали себя понятыми.

КАКОЙ Я?

Письма одиннадцатиклассников оказались настолько разными по своему содержанию, что трудно выделить нечто, что было бы характерно если не для всех, то хотя бы для большинства подростков. Пожалуй, одной из самых выраженных тенденций выступила рефлексия. Во многих письмах между строчками читался вопрос «Какой я?» и предлагался ответ. Кто-то смело высказывался в свою пользу: «Я пользуюсь успехом», а кто-то горестно признавался в безуспешности многих своих начинаний.
Создалось впечатление, что некоторые 16-летние подростки впервые задумались о своих пристрастиях, поведении, личностных качествах. В то же время было видно, что такой вопрос хотя и застал их врасплох, но вызвал неподдельный интерес.
Рассуждения о порядочности и достоинствах человека, о поиске смысла сегодняшней и будущей жизни, о неизбежности разочарований наглядно свидетельствовали о том, что все эти вопросы уже давно их волнуют. И они только ждали удобного случая, чтобы кто-нибудь их выслушал.

ОБЛАСТИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

То, что написание такого письма для многих одиннадцатиклассников носило психотерапевтический характер, сомнений не вызывает. Однако не стоит забывать о той узко прагматической цели, которая стояла передо мной, когда я обратилась к ним с просьбой поупражняться в эпистолярном жанре. Стояла задача «выведать у них тайны», понять, что их волнует и что в этой связи должно волновать нас.
Было бы большой натяжкой на основании писем, полученных от одиннадцатиклассников одной московской школы, делать далеко идущие выводы обо всех современных выпускниках. Тем не менее некоторые моменты заслуживают того, чтобы на них специально остановиться. Подростки писали не только для того, чтобы высказаться, они хотели, чтобы мы кое-что о них узнали.
Они сами выделили значимые для них сферы жизни, в которых далеко не всегда все благополучно.
Во-первых, это отношения с родителями, а вернее, со всеми окружающими их близкими. Многие подростки жалуются на непонимание со стороны взрослых. Наверное, так оно и есть, но в данном случае речь идет о взаимопонимании, и поэтому необходимы шаги навстречу с двух сторон. Следует с горечью признать, что мы понимаем необходимость считаться с ребенком любого, самого нежного возраста, но при этом нередко забываем, что и его следует обучить считаться с другими. Тогда можно будет избежать взаимных обвинений и разочарований.
Это замечание полностью применимо и к условиям школы. Учитель вынужден исходить из того, что все дети разные — импульсивные, медлительные, застенчивые, возбудимые и т.д. Однако нередки случаи, когда ученики, не задумываясь, обижают и друг друга, и педагогов. Они почему-то хорошо знают о своем праве вести себя в соответствии с собственными установками и отстаивать свою точку зрения, но при этом считают возможным равнодушно относиться к окружающим.
Во-вторых, подростки защищают всеми доступными им средствами молодежную субкультуру, это относится преимущественно к их музыкальным пристрастиям. Чтобы все это понять, достаточно заглянуть во времена 25-летней давности и вспомнить, каково было отношение старшего поколения к музыке, которую слушала молодежь, и насколько продуктивным является именно такое отношение.
Если одиннадцатиклассники в письмах о своей жизни заводят разговор не только о будущей профессии, но и о музыкальных стилях и исполнителях, значит, это для них действительно важно. Следует это просто иметь в виду и не вести бессмысленные дискуссии на тему: «Чья музыка лучше?» Как правило, подобные разговоры заканчиваются не компромиссом, а взаимными упреками в непонимании и эгоизме.
В-третьих, одиннадцатиклассники нередко отстаивают свое «право на личную жизнь». Они хотят заниматься не только подготовкой к экзаменам. Кто-то, как было сказано выше, любит слушать музыку, кто-то — петь или танцевать, а кому-то по душе рисование. Дискотеки и шумные сборища тоже привлекают не всех, и некоторые не прочь найти время для уединенных занятий типа чтения и прогулок.
Вряд ли будет правильно исключать из жизни все удовольствия ради достижения одной-единственной цели. Взрослые люди не всегда готовы пойти на такие жертвы, а уж подростки тем более. Конечно, встречаются старшеклассники, одержимые идеей поступления в вуз и готовые на время отказаться от всех земных радостей. Если же они хотят жить сегодняшним днем, то правильнее помочь им сочетать занятия с отдыхом и развлечениями. В противном случае подростки могут обманывать родителей — пропускать курсы, прогуливать школу.
И наконец, четвертое. Некоторым одиннадцатиклассникам очень не хочется расставаться со школой и одноклассниками. Эти дети даже внешне выделяются среди своих сверстников трогательной детскостью. Они никак не могут определиться с профессией, именно поэтому будущее пугает их. И им хочется подольше оставаться школьниками.
Среди них также встречаются такие, к которым родители относятся как к взрослым и считают их ответственными за свои поступки, в том числе и при профессиональном самоопределении. Но подростки к этому еще не готовы. Не надо их ругать и тем более торопить. Расставание со школой неизбежно, и, пока еще есть время, нужно подготовить их к иной жизни: более самостоятельной, более свободной и в то же время ответственной.

* * *

Таким образом, проведенное с помощью контент-анализа исследование состояния личностного здоровья одиннадцатиклассников позволило получить интересные и абсолютно необходимые сведения. На них можно опереться при построении дальнейшей учебно-воспитательной работы и с нынешними, и с будущими одиннадцатиклассниками.
Кроме того, написание сочинений подтолкнуло самих подростков к серьезным и полезным для них размышлениям. О значимости определения своего места в жизни говорит также и то, что они пожелали обсудить эти вопросы в частной беседе.
В заключение хочется выразить благодарность учителю русского языка и литературы 11-го класса С.А. Беспаловой за помощь в организации и проведении исследования и понимание важности подобного рода психологической работы.

Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог
московской гимназии № 1541