Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Семейная игротека

С.В. Лаврентьева
Санкт-Петербург:
Речь, 2003

Судя по аннотации, книжка С.В. Лаврентьевой предназначается не для психологов, а для родителей и воспитателей. Конечно, психолог может использовать предлагаемые игры и упражнения в своей работе. Однако в серии «Детская психология и психотерапия» подобная книга выглядит настолько же уместной, как сборник русских народных сказок (пособие по сказкотерапии) или «Палата № 6» А.П.Чехова (пособие по психиатрии). И все же, наверное, не сама книга, а традиционно негативное отношение к обманчивой рекламной упаковке стало источником своего рода переноса отношения с «упаковки» на «товар».
Что касается самой книги, она действительно полезна и для родителей, и для педагогов, и для психологов, так как представляет собой подробное описание самых различных игр для детей в возрасте от года до восьми лет. Автор делит описываемые игры на настольные, подвижные, обучающие и, не удивляйтесь, игры для профилактики простуды. Подобная классификация имеет право на существование, однако обучающими или, точнее, развивающими так или иначе являются все предлагаемые игры и упражнения. Одним из достоинств описываемых игр является то, что они не сложны. В них можно играть в помещении и на улице, летом и зимой, на детской площадке и в воде, дома и в образовательном учреждении: детском саду или школе.
В качестве инвентаря предлагаются предметы, имеющиеся в каждом доме: игрушки, посуда, продукты. Количество играющих — от двух (включая ребенка) до 10 и более человек. По мере увеличения возраста ребенка игры усложняются. Последние из предлагаемых игр с успехом могут быть предложены и детям старше 8 лет. По крайней мере, рецензент наблюдал старшеклассников (и даже студентов), с интересом сражавшихся в «Точки» и «Ползунок». «Путаницу» можно применять в качестве разогревающего упражнения со взрослыми, а некоторые другие упражнения и игры хороши для проведения отдельных этапов психологических игр-эстафет с учащимися 3–5-х классов.
Есть и еще один потенциальный потребитель «Семейной игротеки» — это учитель физкультуры. Для него найдется немало игр, которые можно проводить в спортивном зале («Вышибалы лежа», «Волейбол в два мяча») и на свежем воздухе («Однолыжник», «Трилыжник»).
Нельзя отдельно не отметить то значение, которое книга может иметь для родителей. К сожалению, в последнее время родители, похоже, стали меньше времени уделять играм с детьми. Так, по крайней мере, показали опросы, проводимые рецензентом и его коллегами в течение последних нескольких лет. Причиной является не только отсутствие у взрослых времени и наличие их заменителя в общении с ребенком — компьютера или телевизора. Многие родители, имея и желание и время для общения с ребенком, не обладают необходимыми знаниями для организации игр. Книга С.В. Лаврентьевой может стать для них замечательным подспорьем. Другое дело, что не каждый из родителей ее приобретет, если будет ориентироваться на психолого-психотерапевтическое название серии. Не исключено, что роль психолога может заключаться и в том, чтобы рекомендовать книгу родителям.

Вадим РОДИОНОВ