Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ДЕТСКОЕ «ПОЧЕМУ»
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Окончание. См. № 1/2004

В «Школьном психологе, № 1/ 2004, были опубликованы материалы к педсовету на тему «Познавательная активность дошкольника». В рамках подготовки к педсовету автор провела два открытых занятия, описание которых мы приводим ниже.

ОТКРЫТКА ДЛЯ ДЕДА МОРОЗА
(занятие по аппликации
в младшей группе детского сада)

Подобное занятие можно провести перед любым праздником. Наше занятие проходило перед Новым годом.

Программное содержание
1. Способствовать формированию познавательного интереса через постановку проблем и решение их экспериментальным путем.
2. Познакомить детей с некоторыми способами скрепления бумаги с бумагой, с цветным картоном (клей, вода, пластилин, кнопки и т.д.). Познакомить детей с одним из способов приготовления клея. Закрепить навыки работы с клеем, кисточкой.
3. Воспитывать культуру общения, навыки работы в подгруппах. Побуждать детей к проявлению доброжелательности, внимательного отношения к действиям, труду другого.

Предварительная работа

· Рассматривание новогодних елок на открытках, в книгах.
· Беседа о подготовке к встрече гостей (заранее готовимся, наряжаемся, украшаем жилье и т.д.).
· Беседа о способах опосредованного общения (посредством телефона, письма и пр.).

Оборудование, материалы

· Открытка-панно с контуром ели;
· украшения для ели;
· кисти для клея;
· сухой клей (обойный);
· вода;
· небольшие листы белой бумаги для экспериментов;
· салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ведущий беседует с детьми, задавая им вопросы:
— Какое сейчас время года? (Зима)
— Как мы узнали, что сейчас на улице зима? (Снег, мороз, холодно, сугробы)
— Какой праздник у нас скоро будет? (Новый год)
— Кто приходит в гости к ним в этот праздник? (Дед Мороз)
— А вы хотите, чтобы и к нам в гости пришел Дед Мороз?
— Да, мы все ждем Новый год, Деда Мороза, разучиваем стихи, песни, танцы.
— И в других садах дети тоже ждут Деда Мороза. Чтобы он не забыл про нас, давайте пошлем ему открытку с приглашением на наш новогодний праздник. У меня есть открытка и конверт.
Посмотрите, красивая у меня открытка?
(На открытке изображена ель.)
Давайте украсим елочку, чтобы она стала праздничной, нарядной, новогодней! Посмотрите, здесь приготовлены украшения для елочки. Что это, на что похоже? (Дети рассматривают приготовленные украшения, называют их.)
Приложим украшения к нашей елочке. Держатся? (Нет.) Что надо сделать, чтобы украшения держались? Как нам их прикрепить? (Ответы детей, в том числе — «приклеить».)
Я купила новый замечательный клей (сухой). Попробуем что-нибудь приклеить (дети берут небольшие кусочки бумаги). Получается? (Нет.)
У нас есть еще вода, попробуем скрепить бумагу водой. (Дети пробуют, мокрая бумага прилипает к листу бумаги.) А чтобы узнать, не упадут ли наши украшения, когда высохнут, просушим их феном.
Дети подходят к воспитателю со своими листочками, сушат их. Высохшие листочки падают.
Ведущий. Не получилось. Попробуем смешать клей с водой. Насыпьте клей в мисочки с водой и перемешайте кисточками.
Пока готовится наша смесь, подготовим свои пальчики к работе.
(Пальчиковая гимнастика.)
Чем еще можно было бы прикрепить украшения к елочке? (Ответы детей: пластилин, кнопки, гвоздь и пр.)
Наш клей готов, приступаем к работе.
Дети намазывают кисточкой выбранное украшение и приклеивают его на елочку. Ведущий обращает внимание детей на то, что украшения должны располагаться равномерно, красиво.
Ведущий. Когда наша открытка высохнет, мы ее положим в конверт и отправим Деду Морозу.
По окончании занятия дети еще не раз подойдут к своей открытке, чтобы проверить, держатся ли их украшения. Ведущий поддерживает их интерес, дети убеждаются, что клей — надежное средство для скрепления бумаги с бумагой.

ПОЧЕМУ ГРЕЕТ ШУБА?
(занятие по ознакомлению с окружающим
в подготовительной группе детского сада)

Программное содержание

1. Расширять знания детей об окружающем через экспериментирование как форму познавательной активности (сохранение и изменение температуры разных предметов в различных условиях).
2. Побуждать детей к активной мыслительной деятельности (анализ, обобщение, умозаключение).
3. Развивать речь-доказательство, монологическую речь, умение вести диалог.
4. Развивать культуру общения, эмпатию.

Предварительная работа

· Знакомство с Африкой, ее жителями, растительным и животным миром; сравнение погодных условий Африки и России (чтение книг, рассматривание иллюстраций).
· Наблюдение за зимней природой, выделение признаков зимы.
· Знакомство с понятием температуры, измерение температуры воды и воздуха; сравнение температур воды в различных условиях (нагревание, кипячение, охлаждение на улице, замораживание).

Материалы

· Кукла, стилизованная под чернокожего жителя Африки (можно использовать пластмассовую куклу или вырезать ее из картона);
· две детские шубы;
· четыре прозрачных стакана, на которые приклеены порядковые номера от 1 до 4;
· лед, горячая вода.

ХОД ЗАНЯТИЯ

До начала занятия ведущий приглашает детей участвовать в эксперименте.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОПЫТА
На столе стоят 4 стакана: в стаканах № 1 и № 2 — горячая вода (идет пар), в № 3 и № 4 — лед. Дети в этом убеждаются, рассмотрев и потрогав все стаканы.
Стакан № 1 (с горячей водой) накрывается шубой, № 2 — остается на столе незакрытым. Стакан № 3 (со льдом) помещается под другую шубу, № 4 — остается незакрытым.
Ведущий. Ребята, мы с вами много знаем про далекий континент — Африку: читали книги, рассматривали иллюстрации, беседовали. Мы знаем, какие люди там живут, какой там климат. Знаем, чем климат Африки отличается от климата России, а внешний вид жителей Африки — от нашего. Оказывается, что и в Африке дети знакомятся с различными странами, в том числе и с Россией: ее климатом, населением, обычаями и т.д. И вот сегодня я получила телеграмму, в которой сообщается, что к нам в гости едет Джо — африканский мальчик. Он поехал в Россию, чтобы...
Раздается стук в дверь, младший воспитатель вносит куклу, стилизованную под жителя Африки. Дети здороваются с Джо, знакомятся с ним (за Джо говорит ведущий или его помощник).
Ведущий. Как вы думаете, зачем Джо приехал в Россию? (Дети называют свои варианты.)
Ведущий может помочь детям, задавая наводящие вопросы:
Какого времени года не бывает в Африке?
— Для чего Джо нужно знать, что такое зима?
— Кто ему в этом может помочь?
Ведущий.
Давайте расскажем Джо, что такое зима.
Дети рассказывают гостю о зиме. Ведущий стимулирует детей давать самостоятельное, развернутое описание. Однако, при необходимости, может задавать наводящие вопросы.
Джо. Спасибо, ребята! Вы очень понятно и интересно описали зиму. Но мне бы хотелось увидеть ее своими глазами.
Ведущий.
Я предлагаю вам подумать, что мы можем ему предложить. (Дети предлагают свои варианты: показать иллюстрации, посмотреть в окно, совершить прогулку и др.)
Прекрасно, совершим воображаемое путешествие в зимний лес. (Дети вместе с воспитателем совершают «волшебные» действия и «оказываются» в лесу.)
Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте зимний лес. Что вы слышите? (Как трещат ветки от мороза, шуршат санки по снегу, скрипит снег под ногами и т.д.)
Как много интересного услышал Джо в лесу. А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, что вы видите? (Сугробы, снег на ветках деревьях, ягоды рябины на снегу, склеванные птицами, следы зверей и т.д.)
Молодцы! Но посмотрите — что случилось с Джо? Он весь дрожит! Почему? (Замерз, не привык к холоду и др.)
Что же нам делать? Как нам его согреть? (Развести костер, попрыгать, побегать, надеть теплую шубу, при необходимости ведущий напоминает, что они находятся в зимнем лесу, а не в помещении.)
И действительно, давайте подвигаемся — поиграем в игру. (Ведущий читает стихотворение, дети выполняют имитационные движения.)

 

Мы на саночки все сели,
Быстро с горки полетели.
Встать парами друг за другом.
Стоящий впереди отводит руки назад и
берет за руки своего напарника — он «везет» его на санках.
С горки едет детвора, Пары небольшими шажками двигаются по группе.
Зимушке кричит «УРА!»
А с горы-то — бух! —
в сугроб!
Хором произнести «ура!».
Пары расцепляются, «падают»
(опускаются на корточки или на колени).
Быстро встали,
снег стряхнули,
Встать, выполнить «отряхивающие» движения
(похлопать себя и напарника по бокам, ногам, спине и пр.).
Топ, топ, хлоп, хлоп! 2 раза топнуть, 2 раза хлопнуть в ладоши.
Снова мы на санки сели,
Снова с горки полетели.
Поменяться местами (или повернуться кругом) —
теперь другой участник пары «везет» своего товарища.
С горки едет детвора,
Зимушке кричит «УРА!»
и т.д.
Игра повторяется 2–3 раза.

 

Джо. Спасибо, ребята, я согрелся. Но почему вы не мерзнете зимой? (Одеваемся тепло, надеваем шубы, шапки, валенки и т.д.)
А почему в шубе тепло? Как она греет? (Дети пытаются ответить на этот сложный вопрос.)
Джо. Все ясно, значит, в Африке шуба совершенно бесполезна!
Ведущий. Давайте вернемся в группу и проверим ваши, ребята, предположения и мнение Джо на опыте.

ВТОРОЙ ЭТАП ОПЫТА
Дети подходят к столу, на котором проводится опыт. Под руководством ведущего они рассматривают и описывают, что произошло с водой во всех четырех стаканах.
Примечание. Результаты данного опыта расходятся с повседневными представлениями дошкольников, поэтому на определенном этапе проведения опыта на вопросы взрослого они дают неверные ответы. В скобках приводятся типичные ответы дошкольников. Не следует оспаривать их, исправлять детей фразами типа: «Неправильно!», «Вы ошибаетесь!» и пр. Необходимо, чтобы дети сами нашли правильные ответы на все вопросы через эксперимент, на собственном опыте, а не через оценку взрослого. Оптимальная позиция ведущего в данном случае — позиция исследователя: как и дети, он ошибается, удивляется, анализирует. Взрослому также необходимо обратить внимание на формулирование детьми умозаключений — не следует делать следующий шаг в опыте, пока дети не пришли к обоснованному выводу, не сформулировали его. Занятие пройдет успешно, если дети имеют навык рассуждений, анализа, формулирования выводов на других занятиях.
Ведущий. Что произошло с горячей водой, которая стояла на столе незакрытая (стакан № 2)? (Остыла.)
Что произошло со льдом (стакан № 4)? (Растаял.)
Действительно, горячая вода в комнате со временем остывает, а лед в помещении тает.
А как вы думаете, что стало с горячей водой, которая стояла под шубой? Почему?
(Осталась горячей, потому что шуба греет.)
Ведущий поднимает шубу, дети проверяют температуру воды в стакане № 1, сравнивают с температурой в стакане № 2. Убеждаются, что под шубой вода горячее.
Следовательно, в каком стакане температура воды больше изменилась? докажите. (В стакане № 2 вода остыла, значит, температура сильно изменилась, а в стакане № 1 вода по-прежнему горячая, значит, температура изменилась мало.)
А что произошло со льдом в стакане № 3 под шубой? (Дети часто предполагают, что он не только растаял, но и растаявшая вода нагрелась.)
Ведущий поднимает шубу — дети видят слегка подтаявший кусок льда в стакане № 3.
Как вы думаете, почему под шубой лед не растаял? (Дети размышляют, они в растерянности.)
В каком стакане температура изменилась больше? Докажите. (В стакане № 4 лед растаял, значит, температура сильно изменилась, а в стакане № 3 лед практически не растаял, значит, температура не изменилась.)
Таким образом, как менялась температура в стаканах № 2 и № 4 (без шубы)? (Сильно менялась.) А в стаканах № 1 и № 3 (под шубой)? (Не менялась или мало менялась.)
Попробуем сделать вывод, какую роль играет шуба? (Дети высказывают свои предварительные выводы.)
С помощью взрослого дети делают обобщенный вывод: шуба сохраняет температуру того предмета, который находится внутри нее.
Ведущий. А как мы можем использовать это правило в повседневной жизни?
Мама купила вам мороженое, что нужно сделать, чтобы оно не растаяло?
(Положить в холодильник.)
А если холодильник сломался? (Накрыть шубой.)
Что еще можно использовать, кроме шубы? (Подушку, толстое одеяло, пальто, меховую шапку и т.д.)
Как сохранить горячим суп, картофель, кашу? (Укрыть шубой или подобными ей вещами.)
Джо. Я понял, понял! Какое полезное правило я узнал! Я теперь знаю, как можно использовать шубу в Африке — я могу с ее помощью сохранять холод, а не тепло! Напомните, ребята, мне еще раз правило, чтобы я его не забыл. (Дети повторяют полученный вывод.)
Спасибо, теперь я его не забуду до самой Африки! До свидания, ребята, мне пора домой. И у себя дома, в Африке, я расскажу своим друзьям, что такое зима и как греет шуба.
Дети прощаются со своим новым знакомым.

Румия КАЛИНИНА,
кандидат
психологических наук