Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


ГИЛЬДИЯ

ШАГ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ

17 декабря в Москве прошло совещание по созданию
Координационного совета службы практической психологии
Министерства образования РФ

Решение о создании подобного органа было принято на заседании коллегии Министерства образования «О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии» еще 19 ноября 2002 года (см. «Школьный психолог», № 1/2003). И вот год спустя собравшимся (среди которых были представители ряда регионов России) был представлен проект положения о Координационном совете службы практической психологии Министерства образования Российской Федерации.
Со вступительным словом к собравшимся должна была обратиться Е.Е. Чепурных (зам. министра образования Российской Федерации). Но по каким-то причинам Елены Евгеньевны мы так и не дождались, и вместо нее выступила Т.В. Волосовец (начальник управления специального образования Минобразования России). Отметив, что минувший год был очень плодотворным с точки зрения продвижения психологии в педагогическую практику, Татьяна Владимировна высказала пожелание увидеть в составе координационного совета представителей всех 89 регионов нашей страны.

СОВЕТ — ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Выступивший следом И.М. Каманов (начальник отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования России) познакомил собравшихся с принципами формирования Координационного совета и проектом положения о его создании.
Основу совета составляют представители семи федеральных округов: специалисты органов управления образованием, научных учреждений, педагоги-психологи, директора ППМС-центров, преподаватели вузов. Полное представительство членов Координационного совета необходимо для обсуждения основополагающих документов.
При этом надо иметь в виду, что совет — не управленческая, а общественно-государственная структура. Туда будут входить представители не только различных управлений Министерства образования, но и других образовательных учреждений, занимающихся наукой и обучением психологов. Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы в состав совета вошли педагоги-психологи.
Поскольку положение о Координационном совете принимается надолго, Игорь Михайлович выступил с предложением обсудить и осмыслить его на местах с широким привлечением специалистов. Тем более что в 26 федеральных округах научно-методические координационные советы уже созданы. Основные направления деятельности координационного совета должны быть определены к 15 января. Для доработки проекта положения будет создана рабочая группа.
Координационный совет займется определением и разработкой приоритетных направлений деятельности службы. В его состав войдут люди, курирующие эти направления и формирующие рабочие группы по их реализации.
По мнению участников совещания, совет должен собираться не реже, чем раз в два года, а его руководящий орган (президиум) два раза в год. Председателем совета организаторы совещания видят Е.Е. Чепурных и надеются на ее согласие.

А БЫЛА ЛИ СЛУЖБА?

Ряд пунктов положения сразу вызвал живой отклик у присутствующих. В частности, это касается полномочий Координационного совета по вопросам экспертизы и сертификации программ и учебных пособий. Но И.М. Каманов объяснил, что совет является общественной организацией, а поэтому сам не может заниматься этими вопросами. Но он вправе рекомендовать секции ФЭС по психологии рассмотреть те или иные работы для присвоения им грифа Министерства образования или же, наоборот, ставить вопрос о снятии этого грифа, если по результатам исследования выяснится, что учебное пособие или программа не соответствуют своим задачам. Кроме того, совет может заниматься формированием заказа на научные разработки и написание учебных пособий.
Целый ряд замечаний и предложений высказал А.Г.Асмолов. Он считает, что в первую очередь надо обратить внимание на само название совета, поскольку говорить о службе практической психологии преждевременно — в ряде регионов она еще не сформирована. Речь должна идти лишь о координационном совете практических психологов образования.
Это предложение сразу же было отвергнуто И.М.Камановым, который заметил, что термин «служба практической психологии образования» официально признан министерством и фигурирует во всех нормативных документах.
Главным защитником предложенного варианта положения о Координационном совете выступил В.В.Рубцов. Он считает, что создание этого рабочего органа как раз и будет способствовать развитию службы практической психологии на местах.

НУЖНА ПРОГРАММА

Чтобы Координационный совет заработал, считает Виталий Владимирович, ему нужна программа. На прошедшем съезде практических психологов образования была представлена программа мероприятий по развитию службы практической психологии образования на 2004—2005 годы, в которой намечены основные направления ее реализации с обозначением мероприятий, сроков их выполнения, необходимых материальных средств и ожидаемого результата.
«Управлять» выполнением программы и будет Координационный совет. Именно он наполнит конкретным содержанием обозначенные в программе направления и мероприятия. Основным исполнителем станет созданный недавно Центр практической психологии образования Минобразования России, в задачи которого входит интеграция и координация научно-методического обеспечения деятельности службы практической психологии.
А отдел практической психологии и охраны здоровья министерства сосредоточит свои усилия на разработке нормативно-правового обеспечения психологической службы.

Ольга РЕШЕТНИКОВА