Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология подростка

Под ред. А.А. Реана
СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК,
2003

Этот учебник увидел свет почти одновременно со своим «младшим товарищем» – «Психологией детства» (см. рецензию в «Школьном психологе», № 45/ 2003).
Взяв книгу в руки, сразу ощущаешь, что и редактор и авторы относятся к подросткам с гораздо большим уважением, чем к младшему поколению: это издание превосходит предыдущее даже по объему (продолжив знакомство с книгой, понимаешь, что и по глубине рассмотрения материала).
В каждой из пятнадцати глав читатели найдут подробные сведения о различных сторонах личности подростка, включая особенности развития его биологической, когнитивной, аффективной и мотивационной сферы, личностные особенности, возрастные проявления: агрессию, аддиктивное и суицидальное поведение и многое другое.
Авторский коллектив, как и в «Психологии детства», достаточно велик. И хотя здесь меньше докторов психологии и членов-корреспондентов РАО, зато есть имена, к которым сразу испытываешь доверие: И.С. Кон, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн.
Каждый автор придерживается собственной структуры изложения материала и даже жанра. Встречаются лаконичные главы, где представлены лишь формулировки основных понятий и общие характеристики личности подростка. Но есть и такие, где содержится интересный фактический и аналитический материал, основанный на глубоком погружении в суть вопроса. Хочется отметить системный анализ проблемы в главе «Особенности Я-концепции подростка», которая, на мой взгляд, дает полное понимание своеобразия этой возрастной категории.
Содержательны разделы, посвященные стадиям развития личности подростка, дисгармоничности его характера, психосексуальному развитию и взаимоотношению полов.
Особо интересной мне показалась та часть книги, где речь идет о подростковой агрессии и аддиктивном поведении подростков. Эти явления проанализированы с точки зрения современных психологических подходов, соотнесены с личностными особенностями и спецификой развития подростков. Поэтому они будут интересны не только студентам и преподавателям, которым адресована книга, но и практическим психологам и социальным педагогам, работающим с этой сложной категорией детей.
Радует и то, что, в отличие от первого учебника, здесь содержатся и материалы, ориентированные на практическую работу. Это, в частности, главы, характеризирующие место подростка в социуме: «Подросток и школа», «Подросток и семья», «Подросток и сверстники». В них авторы рассматривают конкретные причины неуспешности детей, формы ее проявления и возможные способы реагирования на эту ситуацию.
Вообще эта книга настолько неординарна, что я бы назвала ее не учебником, а хрестоматией. Хотя все традиционные элементы учебного пособия здесь присутствуют: в конце каждой главы есть вопросы, помогающие более глубокому усвоению материала, выделены ключевые понятия и термины, а в конце приводится внушительный список литературы. Там же читатели найдут достаточно полный словарь терминов и понятий.

Ольга РЕШЕТНИКОВА