Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


ИГРОТЕКА

КЛЮЧИ В МОЙ ВНУТРЕННИЙ ДОМ

Это упражнение является частью курса «Мой внутренний мир», предназначенного для подростков в возрасте 13–17 лет. Оно дает участникам прекрасную возможность осознать свой внутренний мир, открыть в нем неизведанное, осознать и проработать некоторые свои страхи, опасения, увидеть новые качества собственной личности.

Условия проведения
Упражнение требует от участников достаточно высокой степени открытости и доверия, поэтому рекомендуется его проводить в группе, где подростки уже знакомы и готовы внимательно выслушать друг друга.

Материалы
Магнитофон, кассета с инструментальной музыкой, ключи разной формы.

ЭТАП 1

Инструкция. У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален — со своими особенностями, странностями и причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сейчас у нас будет такая возможность.
Я попрошу вас закрыть глаза и представить свой внутренний мир в виде дома... У каждого из нас появится свой дом. Какой это дом? Большой или маленький, каменный или деревянный? В нем большие, просторные комнаты или небольшие уютные комнатки? Может быть, в твоем доме много старинной мебели или, наоборот, пусто и много свободного пространства... Какой он, дом твоего внутреннего мира? Какие запахи и звуки в твоем доме? Всегда ли светло в комнатах, или там царит полумрак? А что вокруг него — может быть, лес или поле? Может быть, дом стоит на берегу моря или озера? Твой дом окружает забор или каждый может подойти к нему? Бывают ли в твоем доме люди? И если да, то кто эти люди, или дом всегда пустует? Пройдись по своему дому — какие эмоции ты испытываешь? Какой он — дом твоего внутреннего мира?
А теперь попрощайся со своим домом. Ты сможешь вернуться сюда, когда захочешь. И постепенно возвращайся в нашу комнату, в нашу группу.

Далее ведущий просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о доме своего внутреннего мира. Это очень важная часть упражнения. Ведущий должен постараться вывести каждого участника на осознание различных сторон своего внутреннего мира.

ПРИМЕРЫ
Оля
. А вокруг моего дома стоит забор...
Ведущий. Расскажи, что это за забор.
Оля. Это высокий бетонный забор, окружающий дом со всех сторон.
Ведущий. А зачем этот забор нужен?
Оля. Ну-у... чтобы никто не мог подойти к дому, а то мало ли что...
Ведущий. А что может случиться?
Оля. Могут разные люди подходить, кто-нибудь может начать бить стекла, ломиться в дом и вообще всячески хулиганить
Ведущий. А забор?..
Оля. А забор охраняет, в нем есть калитка, в которой глазок. Пусть кто хочет зайти, постучится, тогда я подойду и посмотрю, — если человек нормальный, я его впущу
Ведущий. А этот забор — он был всегда или появился потом?
Оля. Сначала этого забора не было, но потом... потом пришлось построить... потому что некоторые пытались дом разрушить.
Света. В моем доме живут два веселых человечка. В доме всегда звучит музыка и много гостей.
Ведущий. А эти человечки когда-нибудь остаются наедине?
Света. Нет, очень редко... им одиноко без гостей. Одни гости уходят, другие приходят.
Ведущий. А что же — эти человечки всегда веселятся?
Света. Да, они всегда веселятся, они никогда не бывают грустными... Всегда есть гости, всегда все улыбаются и всем хорошо.
Ведущий. А человечкам никогда не хотелось остаться одним, без гостей?
Света. Не знаю... Такого никогда не было, всегда кто-то еще есть в доме, и поэтому всегда надо быть веселыми и гостеприимными.

ЭТАП 2

Ведущий выкладывает на пол перед участниками ключи разных размеров и формы.
Инструкция. Вы рассказали о своем доме, о своем внутреннем мире. Но в каждом доме есть такая комната, куда мы сами редко заглядываем и о которой тем более не знают другие. Что это за комната? Перед вами лежат ключи от дверей, за которыми скрыты какие-то неизведанные стороны вашего дома. Каждый может выбрать себе ключ, который чем-то привлек вас, показался наиболее интересным, и рассказать, от какой двери этот ключ и что в этой комнате.
Участники по очереди (по мере готовности) берут ключи и рассказывают о своей «тайной комнате».
Оля. Это ключ от калитки в заборе. Я смотрю в глазок, и, если человек хороший, я поворачиваю ключ и открываю дверь.
Ведущий. А все ли согласятся вот так стоять у забора бог знает сколько времени, чтобы их разглядывали. И еще неизвестно, пустят или нет?
Оля. А что делать...
Ведущий. Многие, наверное, даже не захотят подходить к такому бетонному забору...
Оля. Может, и не захотят. Вот — я переделаю калитку в ворота и иногда буду их этим ключом открывать.
Света. Это ключ от моей тайной комнаты. Вот туда мои человечки и кидают все свои негативные эмоции — всю злость, обиду, грусть, печаль.
Ведущий. А почему все эти эмоции человечки не оставляют в доме?
Света. Потому что в доме — гости. И все гости веселятся, нельзя же портить настроение гостям, а то им станет неинтересно, и гости уйдут. Гостям ведь не нравятся всяки грусти, печали, обиды. Поэтому приходится все складывать в тайную комнату.
Ведущий. А что произойдет, когда в комнате не будет хватать места?
Света. О! Это будет нечто! Тогда эта комната просто взорвется. И дом тоже весь взорвется. Ну, если не взорвется, так очень сильно пошатнется, — стекла и двери точно вылетят.
Ведущий. А как же гости, что будет с ними?
Света. Ну, тогда все гости точно разбегутся, кроме тех, кто от этого взрыва так и останется в доме!

Как уже отмечалось, в результате этого упражнения участники могут узнать много нового о себе и о других членах группы. Многие самостоятельно проводят параллели этого упражнения со своей жизнью, понимают причины своих проблем во взаимоотношениях со сверстниками и с самими собой.
Ведущему очень важно осторожно подводить участников к осознанию некоторых своих качеств, страхов, опасений, неосознанных сторон личности. При грамотном проведении и необходимой рефлексии упражнение дает очень много как для каждого участника, так и для группы в целом.

Григорий КОНОНЕНКО,
аспирант
Московского открытого
социального университета (МОСУ)