Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Науки и знания за всю свою историю выстроились в грандиозный город. Вот кварталы Физики с небоскребами Химии обступили огромную промышленную зону Техники. Прекрасный парк Искусств выходит дворцом Литературы на площадь Лингвистики. Микрорайон Биологии, граничащий с Зоопарком и Ботаническим садом, плавно переходит в Медицинские корпуса. Предместье Психологии радует взор многочисленными домиками и особнячками научных школ.
Уже в первом классе мы получаем в руки путеводители по городу Знаний. Они описывают лишь главные маршруты, основные здания и их парадные помещения, предназначенные для публичного доступа. Но десяти лет нам не хватает, чтобы изучить их во всех подробностях.
Тогда на помощь приходят техникумы и вузы. И в некоторых зданиях для нас открываются потайные малозаметные комнатки, рабочие помещения и склады инструментов. Мы становимся специалистами.
А в это время в городе постоянно идет строительство. Кто-то закладывает фундаменты новых отраслей знания на стыке уже имеющихся, кто-то ломает устаревшие конструкции и возводит вместо них современные, кто-то делает косметический ремонт в маленькой пристройке, кто-то надстраивает еще пару этажей в старинном доме.
Есть и такие чудаки, которые заявляют, что в городе им слишком тесно, и потому раскидывают свои палаточные лагеря где-то вдалеке, на совсем необжитой территории. Иногда именно с них начинается освоение новых пространств, если, конечно, им удается выжить в отчаянной попытке противопоставить себя остальному миру.
Почему всем этим людям не сидится дома, в привычном тепле? Почему не ходится изо дня в день знакомыми маршрутами? Что заставляет их выйти под дождь и ветер и начать строить свой дом или этаж под усмешки ленивых маловеров?
Ответом служит иноземное слово — «креативность». Да, для русского уха оно звучит неким диссонансом. Впрочем, отечественный аналог, на котором настаивают некоторые ученые, — «творческость» — ничуть не благозвучнее.
А потому сочтем их синонимами и примем для себя первый вариант. А кому не нравится, могут использовать второй. Главное, чтобы все вкладывали в эти слова одинаковый смысл — способность к творчеству, то есть к созданию нового.
Вот такая у нас сегодня тема номера.

Марк САРТАН