Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2004


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

НЕ БОЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ
В СУД!

 

Традиционно на письма наших читателей отвечает
главный специалист отдела практической психологии
и охраны здоровья Минобразования
России Тамара ФЕДОТОВА

 

 

Я работаю педагогом-психологом в сельской школе десять лет. До этого пятнадцать лет работала воспитателем в детском саду. Общий педагогический стаж — двадцать пять лет.
Когда встал вопрос о льготной пенсии, мне в ней отказали, сказав, что психологам льготная пенсия не положена. Почему, работая с детьми в школе, проводя уроки психологии в старших классах (10-й, 11-й), занимаясь факультативной коррекционной работой с учащимися, я не имею права на льготную пенсию?

Лариса Новикова,
педагог-психолог

Этот вопрос для всех является очень больным и, к сожалению, пока не решен в пользу педагогов-психологов, работающих в общеобразовательных школах. Согласно постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости», право на досрочное назначение пенсии по старости имеют только педагоги-психологи образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров I—IV видов).
В настоящее время Минобразованием России готовятся соответствующие документы в Правительство РФ о внесении дополнений в списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, педагогическая работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.
Но мне известны случаи, когда педагоги-психологи общеобразовательных школ обращаются в суд с исковым заявлением, и, как правило, вопрос решается в их пользу, поскольку можно доказать, что педагог-психолог, работая в школе, так же причастен к образовательному процессу, как и учителя.


Я работаю социальным педагогом в школе с 1997 года, имею высшее образование, оканчивала курсы повышения квалификации. До этого года я подчинялась непосредственно директору школы. Сейчас он переподчинил меня завучу по воспитательной работе, хотя во всех документах четко прописано подчинение социального педагога напрямую директору.
Затем в школе вводится должность руководителя социальной службы (хотя в штатном расписании она не предусмотрена), на которую назначают человека, не имеющего опыта подобной работы. Насколько это правомерно?

Т.С. Багаева,
социальный педагог

 

Сейчас руководителям образовательных учреждений даны очень большие полномочия и, соответственно, на них возложена вся ответственность за организацию и качество учебно-воспитательного процесса.
Согласно Положению о расширении прав руководителя учреждений образования (№ 84-М от 30.11.97 г.), директор школы имеет право на самостоятельное утверждение должностных инструкций работников школы, в том числе и заместителей директора. Им он определяет такой функционал, который считает необходимым, и поручает курировать те вопросы, которые данный заместитель, с его точки зрения, наиболее эффективно сможет выполнять.
Отработав 10 лет педагогом-психологом в межшкольном учебном комбинате (у меня высшее психологическое образование, высшее педагогическое образование, 1-я квалификационная категория), 9 октября 2003 года получила на руки приказ начальника УОПО о сокращении ставки педагога-психолога на основании Приказа Гособразования СССР № 675 от 26.10.1990 г., где в приложении были прописаны примерные штатные нормативы для межшкольных учебных комбинатов: при отсутствии в городе психологической службы — 0,5 единицы должности на каждые 400 учащихся УПК.


Психологическая служба в городе существует уже более 5 лет, и раньше этот вопрос никогда не поднимался, так как служба не занимается профориентационной работой. Профцентра в городе нет. В 2003/04 учебном году в МУК зачислен 571 учащийся, кроме этого я веду профориентационную и профдиагностическую работу с выпускниками всех школ города, курирую выпускников классов КРО школ города.
За 10-летний период накоплен большой опыт работы, имеется кабинет с необходимым инструментарием, есть компьютеры, есть программы, помогающие подросткам в самоопределении. Зачем перечеркивать данное направление работы, непонятно. Может, с вашей помощью найдем ответ.

Елена Ковалева,
педагог-психолог

Уважаемая Елена! На основании Положения о расширении прав руководителя учреждений образования директор школы (межшкольного комбината) имеет право в пределах штатного расписания и установленного фонда заработной платы самостоятельно определять наименование должностей и количество ставок специалистов, необходимых для организации педагогического процесса.
С вашей аргументацией трудно не согласиться, но необходимо, чтобы ее приняли и руководители системы образования вашего города.
В 1977 году я окончила Государственный педагогический институт по специальности «педагогика и психология (дошкольная)». Мне присвоена квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию. Общий педагогический стаж работы — 34 года.
В октябре 1998 года меня пригласили работать школьным психологом в среднюю общеобразовательную школу. В 1999 году из-за производственной необходимости мне предложили по совместительству 0,5 ставки учителя-логопеда начальных классов. Оплата производилась по стажу работы — 12-й разряд. В связи с приходом молодого специалиста — школьного психолога в 2002 году меня переводят (с моего согласия) учителем-логопедом на ставку с оплатой по стажу работы — 12-й разряд.


В этой должности я проработала до 1 ноября 2003 г. 22 октября 2003 г. начальник Городского отдела образования вызвала директора школы и порекомендовала освободить меня от занимаемой должности, так как я работаю без соответствующего образования. С 1 ноября 2003 г. по личному заявлению освобождена от занимаемой должности учителя-логопеда. Понижен мой разряд с 12-го на 8-й, произведена оплата по 8-му разряду, а переплату вычли за октябрь и ноябрь 2003 г.
За время моей работы в средней общеобразовательной школе нареканий в свой адрес я не получала. У меня проходили практику студенты-психологи Государственного университета и защищались на «отлично». Опытом работы делилась на городских объединениях психологов, давала индивидуальные консультации молодым психологам по вопросам организации работы школьного психолога, делилась опытом работы по устранению дефектов речи на учительской конференции (август 2002 г.). Ежегодно логопедический пункт посещали 45–40 детей, выписывались с положительными результатами.
И вдруг оказалось, что я — преподаватель психологии, педагогики со стажем педагогической работы 34 года – не имею права работать школьным психологом, учителем-логопедом в начальных классах общеобразовательной школы! На самом ли деле мое образование считается недействительным?
Имею ли я право работать школьным психологом, учителем-логопедом начальных классов общеобразовательной школы? По какому разряду будет производиться оплата?

Мария Б.,
педагог-психолог

На основании указанного выше постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 педагогом-психологом может быть назначен специалист с высшим психологическим или с высшим педагогическим образованием с дополнительной специальностью «Психология» (окончивший спецфакультет с объемом подготовки по специальности не меньше 1000 часов и получивший диплом государственного образца серии ДВА). Вы такое образование имеете и педагогом-психологом работать можете.
Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются при получении диплома государственного образца об окончании пединститута или педуниверситета по специальностям: 031500 — тифлопедагогика, 031600 — сурдопедагогика,
031700 — олигофренопедагогика, 031800 — логопедия, 031900 — специальная психология,
032000 — коррекционная педагогика и специальная психология.
Но вы можете, с учетом вашего опыта, объема и качества выполняемой работы, сослаться на п. 7 вышеуказанного документа. Там говорится, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА