Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

В СОСТОЯНИИ ГОТОВНОСТИ

Из цикла статей
«Психодиагностика и коррекция
в сказкотерапии»

См. № 43, 45/2003 г.;
№ 1, 3/2004 г.

Люди воспринимают предложение психолога написать сказку по-разному: одни с творческим воодушевлением, другие со страхом, третьи с сарказмом, четвертые с недоверием... Действительно, не каждый ребенок, подросток или взрослый способен с ходу сочинить сказку. Хотя есть и такие. Однако большинству требуется предварительная подготовка, так называемый разогрев.
Если сказкотерапевт, психолог решит собрать диагностическую информацию о клиенте с помощью сказки, ему необходимо провести ряд «разогревающих» процедур.
Процедура тестирования с помощью сказки содержит четыре шага.
1. Шаг первый: создать комфортную среду.
2. Шаг второй: «включить руку».
3. Шаг третий: приобщить к информационному пространству метафоры.
4. Шаг четвертый: написать сказку.

ШАГ ПЕРВЫЙ.
СОЗДАТЬ КОМФОРТНУЮ СРЕДУ

Естественно, предложение написать сказку не делается, если между психологом и клиентом не установились достаточно доверительные взаимоотношения. Поэтому первое правило практического психолога: «Создай атмосферу доверия и непринужденности!» — имеет силу и в этом случае.
Кроме того, образовавшаяся комфортная среда автоматически работает и на процесс стабилизации психоэмоционального напряжения. Уровень тревоги клиента снижается, и психолог может перейти к следующему шагу.

ШАГ ВТОРОЙ.
«ВКЛЮЧИТЬ РУКУ»

В атмосфере доверия необходимо активизировать творческие ресурсы человека, а точнее — «включить» его руку. «Включить руку» — это значит предложить творческое задание, которое можно выполнить руками. Мы «включаем руку» потому, что без этого процесс написания сказки невозможен.
Правда, некоторые клиенты говорят, что расскажут сказку устно. Однако мы заметили, что устная сказка существенно отличается от написанной: в ней меньше деталей, глубины и проективного материала. Поэтому сказку необходимо именно написать, а для этого нужно «включить руку».
Переход от беседы с клиентом, для того чтобы сориентироваться в его проблеме, к «включению руки» осуществляется при помощи предложения-связки: «Давайте на некоторое время отвлечемся от этой ситуации. Мудрецы говорят: чтобы решить проблему, надо выйти из нее, посмотреть со стороны. Позвольте переключить ваше внимание с этой ситуации на одно очень простое упражнение. Мы сделаем его для того, чтобы потом вновь вернуться к обсуждению нашей проблемы и взглянуть на нее другими глазами».
Задания для «включения руки» могут быть самыми простыми.

  • «Возьмите карандаши, бумагу, можете нарисовать что угодно. Можно просто оставлять на листе цветные пятна. Можно делать каракули. Просто позвольте руке оставить след на листе».
  • «Возьмите карандаши, бумагу, попробуйте изобразить свой мир. Это может быть мир, в котором вы живете, или ваш внутренний мир».
  • Если у психолога есть песочница, можно предложить клиенту положить руки на песок, перетирать песок между ладоней, между пальцами, закапывать руки и пр.
  • Если психолог владеет техникой оригами, можно вместе с клиентом создать простейшую фигуру.
  • «Возьмите бумагу и ручку и напишите свою фамилию, имя, отчество, стараясь украсить, прорисовать каждую букву».
  • «Возьмите бумагу и ручку и напишите: моя жизнь — это... Пожалуйста, закончите фразу».
  • Если руки клиента заметно напряжены, можно предложить ему немного встряхнуть их или сбросить напряжение, интенсивно пошевелив пальцами.

Приемы «включения руки» могут быть разнообразными. Главное, чтобы задания не были сложными, трудоемкими, а также не требовали слишком много времени.

ШАГ ТРЕТИЙ.
ПРИОБЩИТЬ К ИНФОРМАЦИОННОМУ
ПРОСТРАНСТВУ МЕТАФОРЫ

Для приобщения клиента к информационному пространству метафоры и актуализации воображения психолог читает небольшую сказку или притчу (психокоррекционного или психотерапевтического характера). Связующим с предыдущим шагом предложением может быть следующее: «А теперь позвольте рассказать (прочитать) вам одну историю...»
Вводную сказку, притчу, легенду психолог подбирает в соответствии с возрастом и интересами клиента.

Пример «вводной сказки» для подростков и взрослых
(Елена Соловьева. Полотно жизни)

Что притягивает людей друг к другу, чем удерживается это притяжение и куда оно уходит со временем? Нитки соединяются и сплетаются в узлы, ряды ложатся ровно и гладко, и тогда полотно получается прочное. Иногда чувствуешь себя отдельной ниткой, иногда узлом, а иногда рукой, завязавшей этот узел.
И как только узел завязан, его ценность и значимость теряется, так как уже нужно завязывать новый, чтобы плести новый ряд и относиться к нему как к самому важному. Когда вкладываешь душу в каждый узел, полотно будет очень крепкое, а если относиться к ним неравноценно и делать один хуже, другой лучше, то полотно будет перекошено, и захочется в конце концов все распустить и начать заново.
Но на это нет времени, да и узлы уже не развязать, их можно только порвать. Надо оставить этот образец и начать плести новое полотно из новых ниток, уже учитывая предыдущий опыт, и не жалеть о потраченном времени на первое. Ведь если бы его не было, то не на чем было бы учиться и не с чем было бы сравнить свое мастерство. Ведь все мы стремимся к совершенству...

Пример «вводной сказки» для детей

Жила-была на свете одна Добрая Волшебница. Днем она помогала расти деревьям и цветам, разучивала с птицами новые песни, разговаривала с солнышком и ручьем. А вечером она облетала всех детей на своей чудесной колеснице, запряженной белыми лошадьми и украшенной яркими звездами. Она дарила каждому ребенку прекрасный сон, чтобы утром он проснулся свежим и здоровым. Тот, кто хоть раз видел чудесный сон, подаренный Волшебницей, открывал в себе разные таланты и способности. Но главное чудо подарка Доброй Волшебницы заключалось в том, что каждый ребенок начинал сочинять сказки.
Известно, что Волшебница прилетала к каждому ребенку на Земле. Это означает, что талант сочинять сказки есть и у каждого из вас.

Итак, «вводная сказка» активизирует воображение, ассоциативные связи, воспоминания о сказочных сюжетах, слышанных ранее. Все это помогает человеку написать свою собственную сказку.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ.
НАПИСАТЬ СКАЗКУ

Благодаря первым трем шагам у человека возникает «состояние готовности» к собственному творчеству. Теперь можно предложить ему главную инструкцию: «Наверное, ваша рука уже тянется за ручкой, желая записать сказку. Пожалуйста, возьмите ручку и бумагу и просто позвольте руке писать. Отпустите свою руку, позвольте ей записать сказку!»
«Разогрев» позволяет человеку освободиться от привычного, обыденного и актуализировать собственные творческие ресурсы. Многие люди, никогда ранее не писавшие сказок, вдруг открывали в себе этот талант. И даже говорили: «Рука пишет сама! Она даже не может остановиться!»
Психодиагностика с помощью сказок не только содержит информацию о внутреннем мире автора, но и позволяет психологу (при повторных опытах) отслеживать динамику внутреннего состояния клиента. По тому, как меняются энергоинформационное поле сказки, основная тема, сюжет, линия героя и символическое поле, можно определить качественные изменения, происходящие с клиентом.
Итак, для оценки эффективности психологической работы мы просим клиента сочинить сказку в начале работы и после окончания. Для оценки динамики личностных изменений, мы просим клиента написать сказку на каждой встрече или через каждые две-три встречи. Сочинение сказки само по себе уже является процессом самотерапии автора, позволяет ему увидеть актуальные противоречия и на бессознательно-символическом уровне начать искать для них «противоядие». Интерпретация и анализ сказки совместно с ее автором являются эффективным средством психологической работы.

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
ректор Санкт-Петербургского
института сказкотерапии
Елена ТИХОНОВА,
сказкотерапевт