Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

О РОЛИ ЛИЧНОСТИ
В ИСТОРИИ ЛИЧНОСТИ

Памяти любимого учителя
Натальи Викторовны Русановой

Рассуждая о современном образовании, его достоинствах и недостатках, мы невольно вспоминаем свое школьное детство и сравниваем сегодняшнюю школу ХХI века со школой теперь уже прошлого ХХ века. По большому счету, мало что изменилось: уроки и перемены, любимые и нелюбимые учителя, будни и праздники, родительские собрания.
Тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к математике или физике объяснялась соответствующими чувствами к математичке или физику. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной в последней инстанции.
Это очевидно — ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю. В этой связи понятно, почему в разряд любимых нередко попадают такие непопулярные в школе предметы, как физкультура или мировая художественная культура.

ЕДИНЕНИЕ

Непосредственным поводом к этим размышлениям послужило очень печальное событие: ученики одной из московских школ прощались со своим любимым учителем. До этого они никогда не задумывались над вопросом, любят ли они своего преподавателя английского языка и одновременно классного руководителя или нет: они просто на протяжении всех школьных лет жили одной жизнью.
Они гордились пятерками, так как за ними стояла огромная работа, и стоически относились к двойкам, которые тоже были заслуженными. Они знали, что если их ругают, то за дело. Они не всегда радовали свою учительницу, но думали, что есть время исправиться. В осенние каникулы они ездили в Смоленск, в зимние собирались в Вологду, весной — в Питер. Они успели сходить в театр по купленным вместе билетам.
На протяжении многих лет тесной связи со школой — учеба собственных детей, работа школьным психологом — мне крайне редко приходилось сталкиваться с таким искренним единением учеников и учителя. Это единение, с одной стороны, приносило огромную радость, причем радость обоюдную, а с другой — воспринималось как нечто естественное, как будто по-другому и не бывает.
Десятиклассник, потерявший не только учителя, но и веру в дальнейшую полноценную школьную жизнь, заметил: «Лучше бы у нас этого вообще никогда не было, раз этому пришел конец». Как объяснить пятнадцатилетнему человеку, что хорошего действительно не так уж много и тем более следует им дорожить.
Но жизни на свете все ж больше, чем смерти.
И света на свете чуть больше, чем тьмы,

— поет А. Макаревич.
Эта учительница научила детей очень многому: работать с полной отдачей, интересно отдыхать, радоваться общим победам и сочувствовать друг другу при поражениях, смеяться над промахами и ошибками, отличать главное от мелкого и второстепенного. Она любила жизнь во всех ее проявлениях и, как могла, передавала детям это чувство всесторонности бытия. Главное, что она успела, — научила детей жить сегодняшним днем, а не откладывать жизнь на завтра. Она не проводила назидательных бесед о том, как следует жить. Она жила в соответствии со своими принципами.

ПРАВО НА МНЕНИЕ

На страницах нашего еженедельника и газеты «Первое сентября» неоднократно поднимался вопрос о слагаемых педагогического мастерства. Не вызывает сомнений положение о необходимости передачи подрастающему поколению знаний по истории и математике, русскому языку и биологии. В этой связи понятно желание разобраться в психологических основах предлагаемых учеными и практиками методик преподавания и выбрать адекватную возрастным возможностям учеников.
При этом как-то незаметно уходит из поля зрения вроде бы всеми признаваемый тезис о связи обучения с воспитанием. Было бы большой ошибкой понимать этот тезис буквально — как воспитание лишь через содержание усваиваемых знаний. В этом случае очевидно воспитывающее влияние лишь гуманитарных предметов. На уроках, прежде всего, литературы, а также истории и отчасти русского языка детям приводят образцы достойного и низкого поведения, чего нельзя сказать об уроках химии и биологии.
Воспитывает не одно содержание. Воспитывает Учитель, который не только учит, но и определенным образом поступает. Или не воспитывает, если ограничивается передачей детям необходимой информации.
Оглянемся вокруг: среди взрослого населения нашей огромной страны нет неграмотных людей. Все умеют худо-бедно читать и писать, производить в уме нехитрые математические вычисления. Этому их научили. Однако, чтобы стать полноценной личностью, этого явно недостаточно.
Одним из старых педагогических мифов является миф о том, что школа учит, а семья воспитывает. Действительно, фундаментальные свойства личности закладываются родителями с детства, причем в основном стихийно, так как ребенок в ходе ежедневного общения с мамой и папой усваивает некоторые истины (нередко против их желания). Школа же существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Однако как о многом ребенок узнает не только из учебника, так и воспитывает его вся окружающая действительность.
Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.
Не случайно родители будущих первоклассников выбирают не только школу и программу обучения, но и того учителя, который возьмет их ребенка за руку и поможет стать школьником. Родители доверяют своего ребенка доброму человеку. Многочисленные жизненные примеры убедительным образом свидетельствуют о том, что от первого учителя зависит дальнейшее отношение ребенка к школе. Анкетирование выпускников показало, что они хорошо помнят свою первую учительницу и считают, что многих школьных проблем можно было бы избежать, окажись они у другого учителя. А эмоциональное восприятие школы целиком и полностью определяется атмосферой первых школьных лет.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВООДУШЕВЛЕНИЕ

Следует разобраться в содержании самого понятия «личность учителя». О том, каким должен быть учитель современной школы, задумывались многие известные психологи и предлагали свои варианты ответов. Сегодня они звучат, может быть, слишком патетично, но точно передают суть данного понятия.
Г. Мюнстерберг в книге, которая так и называется «Психология и учитель», писал, что та сторона учителя, которая наиболее важна для его успехов, более всего ускользает от точного анализа. «Это — не его познания, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательное воодушевление, которым определяется личность учителя».
Л.С. Выготский целую главу «Педагогической психологии» отводит психологическому анализу учительского труда и называет ее, как и Мюнстерберг, «Психология и учитель». Он рассказывает о новой системе педагогической психологии, которая приводит к новому пониманию учительского труда. Вслед за Мюнстербергом он пишет о воодушевлении, которым учитель должен питать ученика.
Выготский резко критикует полную безличность преподавания, при котором учитель подобен граммофону, не имеющему своего голоса. По его образному выражению, там, где учитель «выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией». Когда учитель просто излагает урок, он перестает быть учителем.
Учителю, по словам Выготского, предстоит стать организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Он подчеркивает особую роль учителя в установлении тесного контакта и близкого общения с жизнью.
Воодушевление, о котором писал Мюнстерберг, и деятельное участие учителя в жизни ученика, на что обращал внимание Выготский, как раз и превращают учителя из простого транслятора знаний в истинного воспитателя.

ДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ

В чем секрет такого превращения рядового учителя в Учителя с большой буквы? До настоящего времени в педагогических вузах учат по старинке — преподают методику и основы той или иной науки. Может быть, идеал недостижим?
К счастью, есть все основания утверждать обратное. И поэтому вопрос следует перенести в иную плоскость и попытаться найти источник воодушевления.
Собственный опыт близкого и очень значимого общения с Учителем (теперь уже, увы, в прошлом), беседы с учениками, которые впервые задумались о своей неразрывной связи с другими людьми, подсказывают ответ. Такой источник следует искать прежде всего в самом человеке, в его способности передавать детям не только знания, но и свои переживания по поводу всего происходящего. Воодушевление не черпается из книг по педагогике и психологии, оно приходит вместе с потребностью жить с детьми одной жизнью.
Именно об этом писал Выготский: «Учитель должен жить в школьном коллективе как его неотъемлемая часть, и в этом смысле отношения учителя и ученика могут достигнуть такой силы, прозрачности и высоты, что они не найдут ничего равного себе во всей социальной шкале человеческих отношений».
Повезло детям, которых учил Учитель.

Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог гимназии 1541