Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.
ШКОЛА ЭРИКА БЕРНА

Штайнер К.
СПб.: Питер, 2003

Идеи Э. Берна в нашей стране очень популярны, почти все его книги изданы огромными тиражами. Успех имела и книга одного из его последователей — Т. Харриса. И вот перед нами работа еще одного соратника Берна, К. Штайнера, посвященная самому, пожалуй, интересному аспекту трансактного анализа (названного транзактным — надо же и переводчикам как-то самовыражаться!) — сценарному анализу.
В нашей стране автор «Игр, в которые играют люди» воспринимается прежде всего как специалист по межличностному общению. В свое время его последняя книга, получившая в переводе название «Люди, которые играют в игры», привлекла меньше внимания. В ней Берн попытался представить своеобразную концепцию жизненного пути человека, который, по его мнению, запрограммирован в малолетстве родительскими установками и вследствие этого подчиняется довольно жесткому сценарию, не всегда конструктивному. Самосовершенствование, по Берну, и состоит в осмыслении собственного сценария и его коррекции.
Штайнер развивает, уточняет и разъясняет именно эту сторону его учения. Каждому, кто желает разобраться в механизмах своего поведения и научиться распознавать действие этих механизмов в окружающих, книга будет очень полезна. Даже не разделяя всецело концепцию трансактного анализа, нельзя не согласиться со многими ее положениями.
Правда, в трансактном анализе, как и в любой школе, фигура основателя остается непревзойденной. Штайнер, как верный последователь, почти ничего не говорит от себя, а лишь конкретизирует и поясняет то, что, по его мнению, недостаточно четко прописано Берном. Такова уж роль верных последователей — превозносить основателя и тихонько поругиваться друг с другом насчет того, кто более верный.
И Штайнер не упускает возможности уязвить Т. Харриса, который якобы идеи Берна несколько исказил. У непредвзятого читателя может сложиться впечатления, что и сам Штайнер тут не без греха. Так, из сочинений Берна многие уяснили, что трезвый здравомыслящий Взрослый — самая конструктивная инстанция личности. Штайнеру, похоже, более мил чувственный Ребенок — средоточие спонтанных, не социализированных импульсов. Таково уж было веяние времени (книга написана в начале 70-х — в пору революционных потрясений общественного сознания на Западе).
В духе американских радикалов той поры (к которым он, вне сомнения, относился) Штайнер тут и там клеймит традиционную психиатрию — психических болезней, по его мнению, вовсе не существует, а то, что называется шизофренией и психозами, вполне излечимо по берновской схеме. С пеной у рта отстаивает он радикальные по тем временам идеалы феминизма и политкорректности.
В предисловии Ю. Ковалева отмечается особая актуальность книги в наши дни в наших краях. С этим суждением можно поспорить — далеко не всем хочется видеть свой край таким же фарисейским болотом, в какое стараниями радикалов вроде Штайнера превратилась ныне Америка.
Что же касается непосредственно сценарного анализа, то он в самом деле нисколько не устарел и многим будет весьма интересен и полезен.

Сергей СТЕПАНОВ