Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

НЕ БОЙСЯ СТРАШНОГО

Страх опасности в десять тысяч раз
страшней самой опасности.

Д. Дефо

 

Мир страхов человека чрезвычайно разнообразен и удивителен. Чего только не боятся люди: лягушек, тараканов, сломать ногу, опоздать на работу, попасть в авиакатастрофу, землетрясений и конца света. Трудно найти хотя бы один предмет, который не мог бы стать поводом для возникновения страха.

КТО НЕ РИСКУЕТ...

Обычно считается, что бояться — плохо. Страхи надо побеждать, преодолевать, с ними надо бороться самым решительным образом. Но иногда мы вспоминаем, что, может быть, испытывать чувство опасности — это нормально. В самом деле, человек так устроен, что просто не смог бы жить, если бы его организм ежесекундно не получал информации о своем состоянии и состоянии мира вокруг. Страх при этом выступает одним из важнейших регуляторов поведения. Если изменение ситуации потенциально содержит какую-нибудь угрозу, человеку тут же «сообщается» об этом. И он обойдет стороной появившуюся вдруг собаку, возьмет тряпочку, прежде чем снять горячую кастрюлю с плиты, не побежит через дорогу перед быстро мчащейся машиной.
Есть и еще одна точка зрения: страх — фактор мобилизации внутренних резервов человека, одна из причин его активности. Народная мудрость гласит: «Страх придает крылья», «Глаза боятся, а руки делают». Так бывает на контрольной или экзамене, когда вдруг, «со страху», ученик отвечает так хорошо, как никогда.
Не менее важной является и связь страха с психологией риска. Все неведомое, таинственное, запрещенное, все, что возбуждает страх, — вместе с тем и привлекает к себе. Наиболее значимую роль в развитии человечества играли те, кто смело шел навстречу опасности, не боясь незнакомого, страшного. Получившийся невольный каламбур – не бойся страшного – самым точным образом указывает на суть проблемы. Ведь неважно, есть страхи или нет, а важно, как оценить степень опасности, как относиться к страшному и что делать при встрече с ним.
Если внимательно прислушаться к тому, что мы говорим, то можно обнаружить множество оттенков страшного. Так, может быть что-то страшно интересное, страшно веселое, страшно хорошее, ужасно корявое и т.д.

РАЗЛИЧАТЬ ОТТЕНКИ

Отношение к собственным страхам складывается у человека с самого раннего возраста. Ребенок, появившись на свет, еще не имеет ни опыта знакомства с опасностью, ни средств, позволяющих оценить ее, ни стереотипов поведения при встрече с нею. Все это появляется постепенно. Что-то приносит собственный опыт, что-то передают родители.
Пришедший в школу ребенок уже имеет свое отношение к возможной или реальной опасности и набор способов поведения при встрече с нею. Обычно такой опыт не только не мешает ребенку хорошо учиться и в полной мере реализовывать свои возможности, но и помогает, активизируя контроль над выполнением работы. Однако иногда полезные и нужные страхи вдруг становятся вредными и мешающими. Что же происходит?
При подготовке к школе обычно основное внимание уделяют умственному развитию детей. Но остается в стороне такая, не менее важная способность — по-разному смотреть на происходящие события, различать оттенки жизни. Все «плохие» стороны жизни: печаль, грусть, страх, тревога, неудача — имеют одинаковый цвет для таких детей.
В классе таких ребят немного: 3–6 человек. До школы у них все легко получалось и не требовало интенсивной работы. Основное внимание уделялось количеству знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок, чтобы успешно учиться в школе. Однако взрослые не проявляли терпеливости, ожидая, пока будущий ученик сам найдет решение проблемных задач или конфликтных ситуаций. Все способы передавались в готовом виде, хорошо и быстро усваивались, такие ребята не знают «мук творчества».
В то же время не было и самостоятельного поиска средств оценки и принятия ситуаций, связанных с негативными эмоциональными переживаниями. Как правило, взрослые просто навязывали свою собственную оценку ребенку, не показывая, как она возникла.

ОПЫТ НЕУДАЧИ

Нередко родители, начав водить дошкольника в какой-то кружок (изостудию, танцевальный, фигурного катания), затем обнаруживают, что у него не получается так хорошо, как им (родителям) хотелось бы. И они бросают это занятие. В результате такие дети не имеют опыта принятия собственной неудачи как этапа на пути к успеху. И когда неизбежно появляются «плохие отметки» в тетрадках, страхи, которые обычно способствуют развитию, раскрытию возможностей учеников, у них становятся тормозящим фактором.
Сюда относятся:
1. Страх изменений, когда, столкнувшись с трудностями школьной жизни, как учебными, так и бытовыми (например: необходимость длительно выполнять одни и те же задания, пока не получится; соблюдение режима, правил поведения в школе; установление взаимоотношений с одноклассниками), ребенок начинает бояться происходящих перемен. Такой ученик привык получать «готовый рецепт» сразу, а не искать и подбирать необходимые средства, чтобы по ходу адекватно оценивать складывающуюся ситуацию и принимать соответствующее решение. В результате могут появиться отказы ходить в школу, беспричинные болезни и другие формы выражения этого страха.
2. Страх новизны, который основывается на качестве любого нового предмета вызывать интерес и чувство опасности одновременно. В нашем случае чувство опасности оказывается сильнее, а средства для изменения своего отношения как к новизне, так и к своему страху перед ней у ребенка отсутствуют. В результате возникают «беспричинные» трудности при переходе к новой теме, новому упражнению...
3. Страх перед непредрешенностью результата. Когда, например, возможность ошибки расценивается ребенком как угроза:
. не подтвердить мнение о себе как хорошем ученике (это может быть мнение учителя или родителей);
. потерять свой статус среди сверстников (ребята будут надо мной смеяться);
. быть хуже старшего брата или сестры, либо других учеников в классе (обычно возникает при наличии дома или в школе правила сравнивать детей между собой).
Такой ученик старается выбирать работу полегче, хотя, как отмечают учителя, способен на большее. При необходимости же выполнять трудные задания делает их хуже, чем мог бы, боясь допустить ошибку.

ЖЕРТВЫ ОЖИДАНИЯ

Иногда проблемы со страхами у детей легко решаются общеизвестными способами: надо сравнивать ребенка только с самим собой, показывая его собственные достижения; выделять зеленой ручкой образец в тетради такого ученика; показать количество сделанного правильно; поговорить с ним о его страхах, нарисовать их и т.п. Причем справедливо показывать слабым ученикам их успехи, а сильным ученикам, что они делают очень хорошо, а что просто хорошо и можно еще над этим поработать. Это очень важно. Часто именно сильные ученики становятся жертвами ожидания того, что последует, если они не справятся с заданием.
Но в некоторых случаях, несмотря на все принимаемые меры, так и не удается помочь ученику полностью раскрыться. Для таких детей мы (под руководством кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории «Развитие творческих способностей дошкольников» Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.В. Брофман) разработали специальную систему развивающих занятий. Она представляет собой модификацию части раздела «Изобразительное искусство» программы «Развитие» для детей от 3 до 7 лет и включает адаптированные для младшего школьного возраста варианты методик:
1) «Создание беспредметной живописной композиции» (разработана кандидатом психологических наук В.В. Брофман и художницей Т. Гишплинг для детей от трех до семи лет; модифицирована для младших школьников Т.А. Селивановой);
2) «Создание сюжетной графической композиции» (разработана художником Ю.П. Сорокиным и кандидатом психологических наук В.В. Брофман для детей пяти–шести лет).

В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ

Основной целью наших занятий является развитие у ребенка умения вырабатывать средства для изменения своего отношения к предметам, вызывающим негативные эмоциональные переживания, в частности страх. Дети учатся выражать эмоциональные состояния, настроения, переживания, передавать свои знания о мире и свое отношение к нему в художественной форме, на языке живописи и графики. В работе с цветовым пятном и выразительной линией, при овладении собственно языковыми средствами живописи и графики складываются средства художественной выразительности, включающие передачу характерных особенностей образа.
Подробное описание методики проведения занятий требует отдельной статьи, здесь же мы попробуем в общих чертах представить нашу работу.
Специальный подбор тем включает большое количество заданий, обращенных к эмоциональному опыту ребенка. Важно все — особенности введения ребенка в авторскую позицию художника и подведение его к передаче собственного отношения к изображаемому; овладение им средствами решения художественно-творческих задач; работа над «ошибками», допускаемыми ребенком в ходе овладения языком живописи и графики. Во время занятий устраиваются выставки работ детей и обсуждение этих работ с каждым художником после ее завершения.
На занятиях по созданию беспредметных живописных композиций ребенок овладевает художественно-символическими средствами выражения эмоциональных состояний и мироощущения через символику цветовых отношений. Сначала он учится замещать цветовыми пятнами и линиями реальные предметы: «ветки за окном» и «цветущий луг», затем передавать контрастные состояния природы и нюансы: «летний день и зимняя ночь», «весенняя гроза и летняя жара», «вихрь и буря». Постепенно идет переход к более сложным и эмоционально насыщенным темам: «Тихая и громкая музыка», «Аленький цветочек», «Грустный и веселый день», «Два хокку о дожде», «Зонтики Оле-Лукойе», «В тишине появляется звук», «Царство лесного царя», «Война и мир».
Завершается этот цикл занятиями, где основной задачей является передача своего отношения к символическим героям: «Айболит и Бармалей», «Кощей Бессмертный и Василиса Прекрасная».

СОЗДАНИЕ СЮЖЕТА

Методика «Создание сюжетной графической композиции» состоит из 3 циклов, каждый из которых подразделяется на 5 этапов.

Первый цикл

Цель занятий 1-го цикла:
а) длительная (14–22 занятия, в зависимости от индивидуального темпа работы ребенка) проработка основных композиционных решений, включающих «культурный страшный персонаж-символ»;
б) обобщение представлений ребенка о «страшном» и выражение сложившегося понимания «страшного» на языке графики;
в) развитие умения планомерно и продуктивно работать в поле страха;
г) изменение отношения ребенка к «страху» и «ошибке».
Иллюстрируемое произведение, связанное с наиболее архаичными, первичными персонифицированными страхами людей, подбирается взрослым в соответствии с выявленной во время предварительного обследования доминирующей тематикой страхов ребенка.

Работа над картиной состоит из 5 этапов.

1) Передача эмоционального впечатления в сюжетном изображении
Цель:
выплеск ребенком первичного эмоционального отношения к космогонии.
1–2 занятия продолжительностью 30 мин.

2) Поиск композиционного решения
Цель:
объективизация страха; введение интеллектуальной проработки в эмоциональное содержание: пространственная локализация героев — символов двух начал — на листе, соответственно смыслу изображаемого эпизода и месту, занимаемому персонажами в тексте космогонии; постепенное приучение к работе со «страшным предметом».
2–4 занятия с постепенным увеличением продолжительности до 50 мин.

3) Преобразование и проработка композиционного решения
Цель:
детализированная разработка структуры отношений между персонажами.
3–5 занятий, продолжительность увеличивается до 60–80 мин.

4) Детализированная проработка образов, их обогащение
Цель: овладение символической формой опосредования выражения своего отношения к «страшному». Проработка эмоционального отношения к героям-символам, насыщение образов и композиции выразительными деталями и атрибутами.
3–5 занятий продолжительностью к концу этапа от 1,5 до 2 часов.

5) Использование символики цвета для передачи эмоционального отношения к изображаемому
Цель:
проработка эмоционального отношения к изображаемому содержанию в цвете, «придание имени» — название картины.
5–6 занятий.

Второй цикл

Цель занятий 2-го цикла:
а) закрепление и самостоятельное использование освоенных форм опосредования взаимоотношения человека со страхом на языке графики;
б) закрепление изменения отношения к «страху ошибки».
Этот цикл занятий отличается от предыдущего тем, что ребенок сам выбирает произведение для построения композиции: если был миф, то теперь это будет или сказка про Лихо, или былина.
Работа ведется по тем же 5 этапам, однако взрослый вмешивается в ход работы только в случае действительной необходимости, чаще занимая позицию наблюдателя.
Общее количество занятий сокращается до 7–11.

Третий цикл

Цель 3-го цикла занятий:
диагностика освоения детьми модельной и символической формы опосредования взаимоотношений человека со страхом в графике, отсутствия деструктивного воздействия «страха ошибки» на планомерность и продуктивность действий детей, сформированности умения работать в поле «страшного».
Общее количество занятий здесь не превышает 4–7.
Работа включает в себя:
1) выбор сюжета и графическое изложение основного замысла;
2) специальную предварительную эскизную проработку композиции будущей работы;
3) передачу в форме графического изображения существенных характеристик объектов;
4) включение цветовой среды и дополнительных атрибутов, художественное насыщение образов.
На первом этапе, после прочтения специально подобранных художественных произведений: «Миф о Персее», былина «Добрыня и Змеиха», сказка «Лихо Одноглазое», которые содержат закрепленные в культуре символические «страшные» и «добрые» персонажи, ребенку предлагается выбрать наиболее интересный, яркий, запоминающийся эпизод и сделать к нему иллюстрацию.
После того как собственный замысел изложен, на втором этапе в очень условной форме строятся основные композиционные отношения, передающие отношения между изображаемыми персонажами. Затем ведется более подробная детализированная проработка картины. На последнем этапе через символику цвета ребенок учится передавать смысловые характеристики героев, эмоциональное напряжение образов, свое отношение к ним.

СЛИЯНИЕ АФФЕКТА
С ИНТЕЛЛЕКТОМ

Длительная (2–3 месяца) работа над созданием образов как положительных, так и отрицательных персонажей, поиски эмоционально насыщающих содержание деталей приводят к изменению отношения ребенка к «страшному» вообще.
Размышляя, с опорой на опыт собственных переживаний, о том, как расположить героев, какого они будут размера, сравнивая, чьи зубы страшнее: акулы, собаки или динозавра, ребенок перестает относиться к изображаемому страшному персонажу только эмоционально. Происходит слияние «аффекта и интеллекта». Привычное избегание работы со страшным предметом заменяется интеллектуальной проработкой, в ходе которой появляется интерес, подкрепляемый, в свою очередь, видимым результатом.
В то же время особенности руководства занятиями детей: беседы о картине, советы по ее улучшению, отсутствие заданных образцов, уважение к труду юных художников — изменяют отношение ребенка к самому себе, собственной работе и возможным ошибкам. Бесспорно, это накладывает большую ответственность на взрослого, проводящего такие занятия.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ

В заключение хочу еще раз напомнить те «бесполезные» советы, следование которым может существенно повлиять на отношение к школе и учебе у младших школьников.
1. Систематически выделяйте исключительно ошибки или другие «неправильности» во всех видах работ своих учеников. При этом старайтесь, чтобы на вашем лице были написаны все признаки вселенской катастрофы, если вы обнаружили повторяющуюся ошибку.
2. Регулярно говорите им, что в классе учатся одни лодыри, которые не хотят приложить минимум усилий, чтобы хоть чему-нибудь научиться.
3. Не забывайте как можно чаще сравнивать своего ребенка с другими детьми, говорить, как хорошо получается у них и как плохо у него. Особенно эффективно сравнивать между собой сестер или братьев, а также брать в пример маму, папу, бабушек и дедушек. При этом всегда поминайте недостатки природы или нехватку способностей.
4. Желательно постоянно указывать ребенку, что и как ему надо сделать. Во всем навязывайте свою точку зрения. Не забудьте при этом обязательно сослаться на значимость происходящего.
5. Старайтесь говорить ребенку перед каждой контрольной работой: «Там нет ничего страшного, ты все это знаешь и обязательно сделаешь». Особенно если сами вы при этом бледнеете и ваш голос дрожит.
Четко выполняя эти советы, вы очень быстро увидите, что ребенок не хочет идти в школу, не желает учиться, мечтает снова стать маленьким или заболеть.
Ну, а если серьезно, то для ребенка, научившегося «правильно» бояться, страх из помехи превратится в помощника. Недаром в народе бытует пословица: «Один со страху помер, а другой ожил». Например, если вы обнаружили, что ваш ребенок излишне тревожится перед контрольной или экзаменом, то разберите с ним несколько конкретных «страшных ситуаций», которые могут произойти.
Вот несколько тем для обсуждения: «Что ты будешь делать, если обнаружится, что ты забыл тетрадь дома, не взял карандаш, ластик? Если попалось незнакомое слово в тексте, что надо сделать?» И т.д. Такие упражнения помогут ребенку избавиться от привычной пассивной позиции перед «страшным», помогая искать выход. Но обязательно помните, что надо дать возможность ребенку самому ответить на эти вопросы. Не вы ищете способ, а ребенок. И лучше всего, если будет найден не один вариант, а несколько, которые можно сравнить, чтобы выбрать лучший.
Чем чаще (только, пожалуйста, не целыми днями) вы будете разговаривать с ребенком о его страхах и о страшном вообще, обсуждая, что страшнее всего, почему, как быть, если это произошло, не забывая давать возможность самому ребенку порассуждать на эту тему, тем спокойнее вам и ему будет жить. Ведь реально «не страшно» — это не когда «я не боюсь», а когда «я знаю, что есть способ выхода из сложившейся ситуации» или «я знаю, как его можно найти».

Юлия КЛИМАКОВА,
кандидат психологических наук