Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СКОРАЯ ПОМОЩЬ
В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Г.В.Резапкина
М.: Генезис, 2004

Профориентационная работа — одно из самых нежелательных занятий для школьного психолога, поскольку смысла в ней особого не наблюдается. Все равно дети решают свою дальнейшую судьбу самостоятельно или с помощью родителей.
С такой позицией категорически не согласна Г.В.Резапкина. Свое практическое руководство для педагогов и психологов она начинает с обоснования значимости серьезной работы со старшеклассниками по их профессиональному самоопределению. По мнению автора, большинство выпускников подходят к выбору будущей профессии «руководствуясь сериалами, средствами массовой информации, выполняющими заказ коммерческих учебных заведений, нереализованными амбициями своих родителей».
Чтобы как-то противостоять этому, Галина Владимировна предлагает психологам и педагогам заняться профориентационной работой со старшеклассниками, используя авторскую технологию «Скорая помощь в выборе профессии». В ее комплект входит практическое руководство, содержащее методические рекомендации для профконсультантов, школьных психологов, учителей, а также набор диагностических методик и бланков.
Знакомство с технологией работы начинается с изучения основ профориентации в школе. Эта глава, отражающая прошлое, настоящее и будущее профориентации, написана настолько аргументированно и убедительно, что после ее прочтения вряд ли найдется хотя бы один человек, не заинтересовавшийся этим видом деятельности. Тем более что автор иллюстрирует свои рассуждения материалами социологического исследования «Выпускник-2003», проведенного Московским областным центром профориентации молодежи.
Профориентационную работу автор предлагает проводить в групповой форме. Первым ее этапом является мотивационная беседа, в ходе которой устанавливаются доверительные отношения с классом и появляется заинтересованность в работе.
Затем учащимся предлагается заполнить диагностическую анкету, которая не только позволит получить информацию о личностном и профессиональном самоопределении выпускников, но и даст им возможность задуматься о своем будущем, соотнеся желания с возможностями.
Следующим этапом работы с комплектом является заполнение «Матрицы выбора профессии», которая представляет собой таблицу. В ней данные анкеты о предпочитаемых видах деятельности и предметах труда соотносятся с перечнем соответствующих им профессий и специальностей.
Дальше предстоит серьезная работа по изучению профессиональных карт, на которых отражено содержание деятельности по той или иной специальности, перечислены профессионально важные качества и медицинские противопоказания. Этот этап работы Г.В.Резапкина предлагает сопровождать информацией о региональном рынке труда. Завершает работу заполнение опросника профессиональных склонностей и теста эмоций.
Предлагаемый блок методик рассматривается самим автором как «своеобразный профориентационный минимум», который каждый творчески работающий психолог и педагог может расширить и разнообразить.

Ольга РЕШЕТНИКОВА