Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2004


ИГРОТЕКА

НЕВЕРБАЛЬНАЯ СОЦИОМЕТРИЯ

Каждый профессиональный психолог понимает, что важным фактором формирования классного коллектива является диагностика и успешное распределение ролевого потенциала класса. На уровне профессиональной интуиции все мы, с большей или меньшей степенью успешности, определяем, какую позицию в классе занимает каждый из учащихся и какую роль он способен или претендует занять. Но при таком положении вещей велика вероятность ошибки или субъективной оценки. Следовательно, для того чтобы опираться на действительно реальный ролевой потенциал каждого, необходимо использовать в своей психолого-педагогической деятельности специальные методы и формы работы, позволяющие адекватно оценить социально-ролевую позицию учащегося.
Мы используем два понятия: «роль» и «позиция», которые близки, но не синонимичны.
Позиция — это то социальное положение, которое занимает учащийся в классе, а роль — набор норм, предписанных действий, соответствующих той или иной позиции.
Мы не будем описывать классические методы социометрии, которые достаточно хорошо представлены в других источниках, в частности в учебном пособии М.Р.Битяновой «Социальная психология». Мы представим несколько игровых методов социометрии, которые позволят дополнить деталями данные, полученные в ходе социометрического исследования или вашей фронтальной диагностики.


 

Ни один человек не сможет
хоть сколько-то долго быть
одним для себя и другим —
для остальных
и в конце концов
не запутаться,
который настоящий.

Натаниел Готорн

 

ИГРА «НЕВЕРБАЛЬНАЯ СОЦИОМЕТРИЯ»

Все участники двигаются по комнате: медленно, быстро, почти бегом, снова медленно. Затем ведущий обращается к каждому участнику.
Ведущий. Нужно выбрать одного человека, который тебе нравится, и следить за ним так, чтобы он не заметил, но при этом стараться держаться к нему ближе... Двигаясь в более быстром темпе, коснуться этого человека, чтобы он не заметил этого... Выбрать еще одного человека, если хочешь, или двух, за кем ты тоже будешь следить, и стараться быть к ним поближе... После этого выбирается человек, от которого ты стараешься быть подальше (отрицательный выбор), тот, кто тебе не нравится, и нужно стараться быть от него подальше. Через минуту мы замрем.
Дети замирают.
Сейчас я сосчитаю до пяти, кто хочет, может передвинуться, но не позже, чем я произнесу «пять», и снова все замрут.
Обсуждение. При обсуждении акцент ставится не на том, кто кого выбрал, а на анализе того, как человек выбирал.
Можно использовать такие вопросы:
Удалось ли сделать свой выбор?
Выбрал ли ты положительного/отрицательного человека?
Трудно ли было разобраться, кто тебе нравится, кто — нет?
Обычно это отражает то, как человек делает выбор в жизни. Так, если участник не выбрал «отрицательного» человека, возможно, это связано с тем, что он отрицает свои проблемы. Важно оказать поддержку отверженному.
Ведущий. Отрицательный выбор — это тоже выбор тебя. Гораздо хуже, когда просто не замечают. И это выбор этой группы, все группы разные, здесь тебя не выбрали, но жизнь меняется, и в другой группе все будет по-другому.

ИГРА «КОНФЕТА ИЛИ ФАНТИК»

Все участники сидят в кругу. Возле каждого на полу, на листе бумаги, лежат конфета и фантик. Ведущий объявляет, что сейчас у каждого будет время на то, чтобы положить конфету наиболее приятному человеку в классе, а фантик — наименее приятному.
По команде ведущего все одновременно встают и кладут свои предметы, затем снова садятся на свое место. Перед каждым на его листочке оказывается какое-то количество конфет или фантиков, или того и другого, или ничего. На основе увиденного ведущий организует анализ в классе по тому же принципу, что и в предыдущем упражнении.

СОЦИОДРАМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «КОРОЛЕВСТВО»

Данная игра является мощным инструментом диагностики и коррекции социально-ролевых позиций в группе, но она достаточно сложна в проведении. Особую роль стоит уделить анализу игры.
Вся группа садится полукругом в одном конце комнаты, большая часть пространства комнаты остается свободной (необходимо, чтобы были лишние стулья, другая мебель).
1-й этап. Участникам предлагается создать свое королевство, для этого необходимо, чтобы кто-то стал королем... Королем становится желающий, он садится там и так, как ему хочется. Затем король выбирает себе королеву и наследника, сажает их туда и так, как ему хочется. Далее королева выбирает себе придворного шута и советника. Наследник — придворную даму и маршала королевской армии (если группа небольшая, то каждый выбирает одного человека). Далее по такой схеме создается королевство.
Роли придумываются в зависимости от количества игроков в группе, а также от того, какие надо представить ролевые позиции (руководители, исполнители, вдохновители, аутсайдеры и т.п.) Роли могут быть следующие: придворный доктор, судья, фаворит королевы, солдат, повар, сапожник, пограничник, посыльный, парикмахер, промышленник, рабочий и т.д.
Итак, в конце концов все занимают те места в комнате, на которые их поместили. Ведущий фотографирует «королевство» или снимает панорамно на камеру.
2-й этап. У каждого есть возможность одного хода.
А. Игрок меняет свою роль и (или) свое место. (Другими словами: меня сделали пограничником, а я хочу быть советником короля, я меняюсь местами с советником; или меня устраивает то, что я пограничник, но мне кажется, что мне нужно находиться в другом месте — ближе к королю или, наоборот, подальше от всех.)
Б. Оставляет себя в прежней роли и на прежнем месте, но меняет кого-то ролями или местами.
В. Оставляет всех на своих местах, но просто назначает кого-то на другую роль (например, пусть парикмахер остается на своем месте, но он теперь будет полководцем).
Каждый делает свой ход, ведущий снова фотографирует «королевство» или снимает на камеру.
После этого все садятся в общий круг, начинается обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствуете?
Удовлетворены ли вы процессом игры?
Были ли для вас неожиданными ваши роли?
Затем обсуждается процесс на основе фотографий или видеопросмотра.
Резюме: анализ собственных представлений о своем месте в группе и представлений группы о тебе. Уровень притязаний, желаемое место.

Конечно же, это далеко не все методы выявления социально-ролевого потенциала класса, существует множество ситуативных приемов. В конце концов, любая форма группового взаимодействия позволяет путем фронтальной диагностики отследить тенденцию распределения ролей в классе, и каждый из вас имеет в своем профессиональном арсенале не один вариант подобной диагностики. Хотелось лишь отметить, что в ходе определения социально-ролевой позиции учащегося важным является то, в какой вид деятельности он включен: в различных видах деятельности роли могут распределяться совершенно по-разному, поэтому главное — наблюдать, и тогда все станет понятным.

Ирина ТЕЛЕГИНА,
старший преподаватель
кафедры педагогики
высшей школы МПГУ