Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2004


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ШАХМАТЫ И ЛОТЕРЕЯ

Чем выбор профессии принципиально отличается от многих других жизненных выборов? При ответе следует исходить из того, что трудовая деятельность (и в частности, деятельность профессиональная) — это прежде всего продуктивная деятельность, когда человек не просто что-то «потребляет», «наблюдает», позволяет себя «охмурить» или «очаровать» (как во многих других выборах), а сам делает что-то полезное для окружающих. В профессии человек стремится также реализовать все лучшее, что у него есть, и именно в этом он создает и для самого себя полноценное счастье. Таким образом, ориентируясь на других людей (на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность.
Выбор профессии — один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Неумение верно оценить себя и свои возможности может дорого стоить. Исследования показывают, что люди, не удовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют и имеют пониженный фон настроения.

Публикация произведена при поддержке сайта клиники израильской эстетической медицины "Seline" в Москве. Эстетическая медицина, пластическая хирургия, косметология и стоматология - полный комплекс услуг. Высокие стандарты оказания услуг, комплексное решение проблем каждого пациента, строгое соответствие лечебным протоколам. Вся подробная информация по этой ссылке.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Когда люди анализируют мотивы своих поступков, они, как правило, объясняют их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями. Соответственно, в первом случае можно говорить о преобладании внешней мотивации, а во втором — внутренней.
Например, человек приходит работать в крупную частную компанию и трудится там только потому, что у него очень высокая зарплата. Однако если вдруг касса опустеет, то и энтузиазм работника быстро пойдет на убыль. В то же время другой человек, с самого начала работающий на должности с маленьким окладом, вероятно, полагает, что его профессия, дело, которым он занят, чрезвычайно важны и благородны. И эта внутренняя мотивация поддерживает его активность.
Между прочим, этой особенностью человеческой мотивации активно пользуются руководители разнообразных деструктивных сект. Так, например, известный корейский бизнесмен Мун, объявивший себя мессией, организовал свою церковь на простом принципе: десятки тысяч его адептов отдают все свои сбережения и беззаветно исполняют все наставления «живого бога». Сначала люди приходят к Муну в поисках просветления и духовного роста, веря, что дело, которым занимаются мунисты, благородно. Посвященные-мунисты работают на его церковь в трудных условиях, без отдыха. Однако чем изнурительней работа, тем более они убеждены, что если они отдаются этому служению, то только потому, что это дело святое и благородное. Если это не так, зачем бы они это делали? Возникает замкнутый круг мотивации. Он не позволяет людям понять, что за подобными манипуляциями стоят совершенно очевидные меркантильные интересы лидера секты.

АТРИБУТЫ УСПЕХА

Другой важный момент, связанный с особенностями выбора профессии, определяется разделением людей на два типа — ориентированных на достижение успеха и нацеленных на избегание неудачи. Это очень убедительно показано в исследованиях знаменитого психолога Макклелланда. Люди с высокой мотивацией достижения стремятся к совершенству во всем, что они делают. Они предпочитают полагаться на собственные силы и выбирают такие задачи, которые требуют немалых усилий. Они мечтают о яркой и головокружительной карьере. Они хотят быть успешными, и для них важно, чтобы присутствовали очевидные атрибуты успеха: дорогой автомобиль, личная секретарша, офис в престижном районе и тому подобное.
Интересно, что люди с высокой мотивацией достижения хотят ощущать личную ответственность за успех, и лучше всего, если этот успех достигается в условиях соревнования. Их не очень привлекают ситуации, где победа достается за счет везения и не является личной заслугой. Поэтому они скорее будут играть в шахматы, чем в лотерею.
Мотивация достижений может быть видом мотивации компетентности — желания выполнять задачи хорошо. Причины высокой мотивации компетентности: во-первых, человеку интересно совершенствовать свое мастерство и отвечать на вызовы окружающей среды, а во-вторых, человек знает, что успех может существенно возвысить его общественный имидж и улучшить образ Я. Иначе говоря, в первом случае речь идет о внутренней мотивации, а во втором — к достижениями человека побуждает внешнее желание предстать перед другими (или перед самим собой) компетентным.
Люди, имеющие высокий балл по этому второму — внешнему — типу мотивации компетентности, особенно охотно демонстрируют атрибуты компетентности, подчеркивая в своей рабочей одежде профессиональную принадлежность, например надевают офицерский мундир или особые знаки отличия.
По мнению Маклелланда, формирование мотивации достижения следует относить уже к дошкольному возрасту, однако другие психологи полагают, что это происходит позднее — в период подростничества. На формирование мотивации достижения влияют установки родителей. Если родители сами имеют высокую мотивацию достижения, то они предоставляют ребенку большую самостоятельность, учат полагаться на собственные силы. Это приводит к развитию в детях уверенности в себе и умению радоваться своим достижениям. По-другому складываются взаимоотношения в семьях, в которых родители имеют низкий уровень мотивации достижений. Родители в таких семьях сильно опекают и контролируют детей, следят за каждым их шагом, ограничивают в возможностях действовать самостоятельно. В результате у детей формируется слабая потребность в достижениях.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Помимо очевидных преимуществ высокой мотивации достижений (ведь только стремящийся к профессиональному успеху его добивается!), она порой оборачивается своими патологическими сторонами. В ноябре 1991 года в США произошла следующая жуткая история. Студент-физик Ганг Лу устроил кровавое побоище в университете штата Айова: он расстрелял в течение десяти минут декана физического факультета, его заместителя, секретаря, двух профессоров и студента, обошедшего его в соревновании за престижную академическую награду, а затем покончил с собой. В этой награде, не доставшейся в свое время будущему убийце, и была, по-видимому, одна из причин произошедшей трагедии.
Иногда мотивация достижений в буквальном смысле «зашкаливает». К счастью, это не всегда приводит к столь трагичным последствиям. Обычно люди с чрезмерно высокой мотивацией достижений становятся трудоголиками: они работают не только положенные восемь часов, но и тратят все свое свободное время, выходные и праздничные дни на занятия, связанные с их профессиональной деятельностью. Им доставляет колоссальное удовольствие именно работа, а бездействие, отдых, различные хобби и увлечения других людей вызывают у них дискомфорт и непонимание.
Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс в одном интервью призналась: «Я не ощущаю, что много работаю или «работаю» вообще... Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова». Психолог Вирджиния Николс Квинн рассказывает почти анекдотическую историю. Двое коллег в одной из самых престижных юридических фирм в Манхэттене поспорили, кто из них может проработать больше времени подряд. Один работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и работал в самолете, набрал 27 часов.

ОТ ЗАСТЕНЧИВОСТИ К ЗАЗНАЙСТВУ

Тем не менее далеко не все люди имеют высокую мотивацию достижения. Многие предпочитают избирать иные тактики поведения — и при выборе профессии, и при реализации себя как профессионала. Поскольку всегда существует риск не добиться успеха в том или ином деле (а это не просто болезненно бьет по самолюбию, но и заставляет пересмотреть свой образ Я), то, рассуждают они, лучше позаботиться о том, чтобы снизить этот риск до минимума. Каким образом? А очень просто: не ставить перед собой излишне сложных задач, по возможности не брать на себя ответственность и рисковать только в том случае, когда шанс на победу значительно превышает пятьдесят процентов. Можно снизить свои притязания, зато сохранить самоуважение (помните знаменитую психологическую формулу Джеймса?).
Некоторые психологи полагают, что отсутствие стремления к успеху, тенденция избегания неудачи связаны с такой чертой, как застенчивость. Застенчивые люди стараются держаться подальше от центра внимания других людей и очень озабочены тем, чтобы уйти от необходимости доказывать свою компетентность. Вместо того чтобы создать благоприятное впечатление о себе в глазах других, они сосредоточиваются на предотвращении создания неблагоприятного имиджа.
Это, конечно, не значит, что они не хотят, чтобы их считали компетентными. Нет, они очень этого хотят. Просто они больше, чем другие, опасаются демонстрировать свои таланты и делать словесные заявления о своих возможностях — ведь в будущем им придется доказывать свою компетентность.
Американские психологи считают, что подобная тактика наносит вред застенчивым людям: они обычно выполняют работу ниже своей реальной квалификации, упускают возможности в сфере профессиональной карьеры.
Впрочем, навязчивая и бесцеремонная самореклама ничем не лучше. Лучший боксер-тяжеловес своего времени Мухаммед Али часто занимался беззастенчивым самовосхвалением: «Я — самый великий!» — заявлял он. Хотя, возможно, Мухаммед Али действительно был великим, но в результате подобных нескромных заявлений многие любители бокса (особенно среди белых) испытывали к нему неприязнь. Можно предположить, что вызывающая манера самовыдвижения и самовосхваления, характерная для известного российского политика В.В. Жириновского, связанная, по-видимому, также с высокой мотивацией достижения, отталкивает от него и его партии немалое число интеллигентных людей.
Люди, ориентированные на избегание неудачи, скорее будут делать ставки на скачках, покупать лотерейные билеты и вкладывать деньги в «финансовые пирамиды» типа МММ, чем пытаться чего-то добиваться собственными усилиями. Ведь в случае провала или проигрыша вина, по их мнению, будет лежать на обстоятельствах, а не на них самих. То есть ответственности за неудачу удастся избежать.

О ДЖОНЕ И ЭНН

Еще одной возможной причиной предпочтения тактики избегания неудачи является боязнь соперничества. Некоторые люди искренне опасаются, что достижение успеха может им слишком дорого обойтись: ведь придется вступать в конкуренцию с теми людьми, которых они любят и ценят, и можно потерять дружбу, привязанность, хорошие взаимоотношения.
Мартина Хорнер еще в конце шестидесятых годов двадцатого века первой исследовала особенности неприязни к успеху у женщин. Она провела следующий остроумный эксперимент. Студентам колледжа предъявлялась фраза и предлагалось написать сочинение в продолжение этой фразы.
Студентам-мужчинам предложили такое начало: «После экзаменов за первый семестр Джон, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успеваемости в своей группе». Девушкам-студенткам предлагалась та же фраза, только имя «Джон» заменили на «Энн».
Подавляющее большинство студентов-мужчин отнеслись к «Джону» положительно. Что-либо негативное об этом «Джоне» в своих сочинениях написали только 10% мужчин. У студенток сложилась иная ситуация: около 70% женщин отнеслись к «Энн» с явной неприязнью. Они описывали ее как непопулярную, всеми отвергаемую личность или признанную обманщицу. Примечательно, что аналогичный эксперимент, проведенный спустя пятнадцать лет, показал, что и мужчины стали в большей степени бояться соперничества, поскольку полагают, что профессиональный успех будет достигнут ценой личной дружбы или здоровья.
Ориентация современного западного общества на достижение личного успеха иногда приобретает уродливые формы — особенно в тех случаях, когда единственным символом успеха становится цифра со многими нулями на банковском счету, а средства достижения подобного успеха не принимаются в расчет. В российской культуре мотивация достижения такого рода никогда не была — и до сих пор еще не стала — основополагающей. Каждый из нас вправе сделать свой выбор и опираться на собственные мотивы — важно лишь, чтобы они были.
Следует только помнить еще и о том, что избегание неудачи — также не самая лучшая тактика поведения.
В психологии известен феномен, который получил название «подножки самому себе». Суть его состоит в том, что люди намеренно создают препятствия своим будущим успехам. Парадоксально? Конечно! Ведь кажется совершенно нелогичным поведение спортсмена, который, выигрывая один чемпионат за другим, перед самым важным соревнованием забрасывает тренировки, развлекается, занимается посторонними делами. И в результате — полное поражение на соревнованиях.
Возможно, такое поведение вызвано как раз страхом потерпеть неудачу, основанным на мнении, что все предыдущие успехи были следствием обстоятельств, внешних причин, а не собственных усилий. Поэтому, желая поддержать свой имидж хотя бы для самого себя, спортсмен и создает препятствия своим будущим успехам, чтобы неудачу объяснить именно ими. Подобное может происходить в любой профессии.

НЕ ИДТИ НА ПОВОДУ

На выбор профессии, конечно же, оказывает влияние не только низкая или высокая мотивация достижений, но и другие факторы. Среди этих факторов — воздействие родителей, представление о себе, наличие способностей и особых личностных черт, а также практические соображения, продиктованные складывающимися обстоятельствами.
Родители влияют на профессиональный выбор детей разными способами. Они могут формировать определенные жизненные установки и ценности, например такие: «Ты должен всегда быть лидером!» или «Главное — это хорошо зарабатывать!». Или сами выступать моделью определенного образа жизни: если и папа и мама буквально горят на работе, то у ребенка складывается убеждение, что такое поведение является самым правильным. Родители могут и буквально навязывать собственное мнение: «В нашей семье все были врачами, и ты тоже должен поступать в медицинский институт!»
Старшеклассник мучается, боясь ошибиться и потерять время на занятие, которое окажется совершенно для него непригодным. Раннее самоопределение, конечно, дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Специальные исследования в США показали, что из тысячи американцев, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% — дважды, а 20% — свыше двух раз.
Конечно же, это не означает, что к выбору профессии можно относиться легкомысленно. Наоборот: сознательному поиску наиболее подходящей для тебя профессии следует уделять пристальное внимание. Вместе с тем порой обстоятельства складываются таким образом, что человеку приходится выбирать профессию, которая позволит найти рабочее место и даст средства к существованию. В периоды экономических кризисов нередко кто-то, мечтавший стать музыкантом, вынужден заниматься коммерцией. В случае серьезной болезни родственников порой тоже приходится жертвовать своими профессиональными склонностями и идти работать не туда, куда хочется, а туда, где выше заработная плата.
Как бы то ни было, любому из нас следует помнить, что, делая свой выбор и в жизни и в профессии, мы должны хотя бы самим себе ответить, по каким причинам этот выбор сделан. И лучше, если это будет серьезное, взвешенное решение, а не расплывчато-легкомысленное — «захотелось...», «все пошли, и я пошел...» или «так сложилось...».
Если мы осознали свои мотивы, нам легче будет и признать свою ошибку. А значит — исправить ее. Все-таки изменить свое решение, отказаться от него и сделать новый выбор — лучше, чем тянуть профессиональную лямку с ощущением неправильного выбора.
А для того чтобы ошибки при выборе профессии не произошло, чтобы даже вероятность такой ошибки была минимальной, нужно постараться осознать свои мотивы.
Чем же все-таки старшеклассник больше руководствуется: интересом именно к этой профессии или ее престижем в глазах людей? А может быть, стремлением заработать побольше денег или добиться славы и известности? Не является ли для него главным мотивом — стремление управлять другими людьми? Или дело тут в том, что его привлекает ореол романтики, которой окутана выбранная профессия? Но есть еще вероятность и мотива подражания старшим друзьям, и мечты о творческом воплощении себя, и желания просто доказать свою независимость родителям...

Игорь ВАЧКОВ,
доктор
психологических наук