Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004


РЕПОРТАЖ

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ЮМОР

Испытание «телефоном доверия» превратилось для большинства участников в настоящую пытку

Испытание
«телефоном доверия»
превратилось для
большинства участников
в настоящую пытку

Следить за динамикой событий на ежегодных московских конкурсах «Психолог года» интересно и познавательно, поскольку они не могут не отражать новых тенденций в развитии психологической службы образования.
Прежде всего, устроители конкурса «Педагог-психолог — 2004» решили отойти от традиции и провести его заключительный этап не в стенах Психологического института РАО, а в одной из московских школ. В качестве гостеприимных хозяев выступил коллектив средней общеобразовательной школы № 1317 Западного окружного управления образования. Это учебное заведение с углубленным изучением информатики, информационных технологий и английского языка, открытое два года назад, оснащено современной аппаратурой, что существенно расширило возможности участников.
Наверное, благодаря этому и произошел своеобразный «технический прорыв»: многие из конкурсантов использовали для своих самопрезентаций и домашних заданий не только фонограмму, но и слайд- и видеосопровождение. Это делало работу психологов более наглядной и демонстрировало их творческие возможности.

Садистские замашки

Дмитрий Шаповалов своей неординарностью и остроумием покорил сердца всех присутствующих в зале

Дмитрий Шаповалов
своей неординарностью
и остроумием
покорил сердца
всех присутствующих
в зале

При выполнении первого задания — самопрезентации — использовался традиционный конкурсный жанр: стихотворный рассказ о себе любимом и о своей деятельности.
Второму конкурсу — «Домашнее задание» — была придана определенная динамика (благодаря жесткому ограничению времени) и тематическая определенность (предлагалось представить свою рабочую неделю).
Разнообразие в театрализованные сюжеты вносил юмор (Галина Никифорова) и видеосопровождение (Лариса Судейская). Наиболее смелые конкурсанты рискнули поиграть с залом в психологические игры (Светлана Лупанина и Дмитрий Шаповалов).
Оживление в состязание внесли два конкурса-импровизации. В первом из них была использована удачная находка, представленная еще на конкурсе Западного округа, — работа на «телефоне доверия» (см. «Школьный психолог», № 7, 2004).
Правда, в «городском» варианте он несколько видоизменился: всем конкурсантам предлагалась одна и та же ситуация телефонного консультирования. Моделируя ее, организаторы проявили некоторые тщательно скрытые от посторонних глаз садистские замашки: «клиенту», точнее, «клиентке», обратившейся за помощью, была предложена роль классической истероидной психопатки, выйти на позитивный контакт с которой было нереально.
Все, даже самые профессиональные, попытки оказать ей помощь заканчивались резким отказом «клиента» от общения с психологом. По-моему, это стало хорошим тестом на стрессоустойчивость финалистов. Надо сказать, что это нелегкое испытание все выдержали достойно.
И здесь в выигрышном положении оказались те, кто смог вовремя сориентироваться и посмотреть на происходящее с юмором. Тем более что зал, который вначале нервно хихикал, ближе к концу начал потешаться над ситуацией уже открыто и искренне.

Статья опубликована при поддержке медицинского центра "Ра-Курс". Лечение всех видов зависимости и психических расстройств, депрессии, профилактика иммунитета. Электростимуляция эндорфинной системы головного мозга, воздействие на активные точки крайне высокочастотными волнами, воздействие на акупунктурные точки аппаратом квантового излучения, назначение гомеопатических препаратов, психотерапия. Лечение по уникальной методике, высококвалифицированные специалисты, доступные цены. Узнать подробнее о центре и лечении депрессии Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ra-kurs66.ru/psixoterapiya/treatment-of-neurosis.

Немного диалектики

Финалистов конкурса объединяло нечто большее, чем просто совместное исполнение финальной песни

Финалистов конкурса объединяло
нечто большее, чем просто
совместное исполнение
финальной песни

Не менее забавным стал последний конкурс, в ходе которого каждый из участников должен был представить вариант использования предложенного ему изречения в профессиональной деятельности. Вытащив один из конвертиков, содержащий «народную мудрость», конкурсант зачитывал ее вслух и, посоветовавшись с группой поддержки, давал свой вариант ответа.
Трудно сказать, что ожидали услышать организаторы конкурса, предложившие участникам такие утверждения: «Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан!», «И комар лошадь свалит, коли волк пособит!», «Сколько с быком ни биться, а молока не добиться!».
К чести конкурсантов, многие из них, несмотря на бурную реакцию зала на каждое предлагаемое изречение, смогли дать вполне серьезные и конкретные ответы.
Не только в зале, но и среди соперников царила доброжелательная атмосфера. И конкурсанты и болельщики одинаково радовались достижениям каждого из участников. А это, на мой взгляд, самый главный итог конкурса.
Этот московский конкурс запомнится еще и тем, что на нем окончательно оформилось диалектически закономерное явление — переход количественных изменений (в работе службы практической психологии) в качественные. Конкурс действительно стал состязанием профессионалов.
Время «любительских игр» ушло в прошлое — на всех его этапах (методические разработки, открытый урок, финальное состязание) участники демонстрировали хорошее знание основ психологии и владение современными технологиями, умение и желание профессионально работать не только с детьми, но и со взрослыми, умение владеть собой в экстремальных ситуациях.
По дороге домой я подумала о том, что участие в конкурсе такого уровня — один из самых эффективных тренингов личностного роста, где каждый может не только проверить себя «на прочность», но и обрести новые качества, необходимые для дальнейшего творчества. Причем не только в работе, но и в других жизненных ситуациях.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Департамент образования
г. Москвы
Тел.: (095) 366-97-22