Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2004
«ВСЯ ЖИЗНЬ — ТЕАТР...»


ГИЛЬДИЯ

«ВСЯ ЖИЗНЬ — ТЕАТР...»

Какой только потаенный смысл не вкладывали во все времена в эту фразу люди! Шекспир и не подозревал, что через несколько столетий потомки будут превращать свою жизнь в театр, спасаясь от суровых жизненных реалий...
На эти размышления меня натолкнули VI Ершовские чтения «Система Петра Ершова в театре, психологии и педагогике», организованные Класс-ТЕАТРом (художественный руководитель А.П.Ершова). Чтения состоялись 18 марта в помещении Государственного литературного музея.
Это мероприятие проводится ежегодно в день рождения П.М.Ершова. Напомню, что Петр Михайлович Ершов — выдающийся театральный деятель, автор книг и статей по театральному искусству. Психологам хорошо известна его книга «Режиссура как практическая психология», в которой он раскрыл и описал объективные законы человеческого поведения.
Стремясь обогатить знаниями по психологии режиссерскую деятельность, Петр Михайлович в результате обогатил и психологию, и педагогику. «У П.М. Ершова не оставалось никакого выбора, как попытаться установить то, чего нет в руководствах по психологии: основные координаты, в системе которых протекает реальное взаимодействие людей. И здесь режиссер пришел на помощь психологу: искусство театра обернулось моделью для изучения закономерностей межличностных отношений», — писал в предисловии к книге «Искусство толкования» П.В.Симонов (выдающийся отечественный нейрофизиолог, специалист по психофизиологии мотиваций и эмоций).

МИНИМУМ РАЗГОВОРОВ

А.П. Ершова своей главной задачей считает обучение педагогов

А.П. Ершова своей
главной задачей считает
обучение педагогов

На чтения собрались люди, так или иначе связанные с Петром Михайловичем и разработанной им системой. Устроители решили не проводить общего мероприятия, а организовали работу по трем секциям. В первой из них собрались актеры, во второй — педагоги, в третьей — психологи. Актерская группа была самой сплоченной и многочисленной. Там сразу же начали обсуждать свои наболевшие проблемы и, воспользовавшись случаем, провели небольшой мастер-класс с криком, шумом и беготней по залу.
Психологи и педагоги вели себя более солидно. Последние, объединившись в большой круг, в центре которого находилась А.П.Ершова, серьезно обсуждали свои проблемы.
Поначалу самой малочисленной оказалась группа психологов. Точнее, психологов как таковых там и не было. Были люди, интересующиеся психологией и прошедшие один из тренингов по системе Ершова (которые регулярно проводит Александра Петровна). Руководивший этой группой Вячеслав Букатов призвал участников к дискуссии. Мне стало интересно, чем же «ершовские» тренинги отличаются от популярных сейчас тренингов личностного роста или эффективного общения (среди собравшихся были люди, которые участвовали и в тех и в других)?
Насколько я смогла понять, основное отличие состоит в том, что тренинги Александры Петровны наполнены непосредственной работой, разговоры там сведены к минимуму. Основы построения человеческих отношений изучаются на практике, и каждый участник имеет возможность пропустить через себя особенности того или иного способа воздействия.
Поскольку чтения были приурочены к юбилею Петра Михайловича, формой «пленарных» (объединяющих всех участников) выступлений стали здравицы и тосты. К сожалению (или к счастью), они периодически нарушали групповую работу, внося в ее ход некоторую хаотичность.

СИНТЕЗ НАУКИ И ИСКУССТВА

Для того чтобы понять систему взаимодействия между людьми по системе П.М. Ершова, необходимо окунуться в мир театра. «Законы актерского творчества, открытые К.С. Станиславским, оказались объективными законами, законами природы, потому что он открывал их не столько в искусстве театра, сколько в самой жизни. Станиславский проверил жизнью подмеченные им особенности искусства великих мастеров и внедрял в искусство театра подмеченные им в жизни закономерности человеческого поведения», — писал Петр Михайлович.
При этом работы Ершова, написанные им в соавторстве с академиком Симоновым, опираются не только на опыт театральной режиссуры и литературного анализа, но и на цикл исследований, проведенных в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР. Такой синтез науки и искусства позволил им разработать информационно-потребностную концепцию развития личности и по-новому взглянуть на эмоциональную сферу человека.
Но наибольшей популярностью среди психологов по-прежнему пользуется книга П.М. Ершова «Режиссура как практическая психология», ставшая в наше время библиографической редкостью.
Те, кто знаком с этой работой, знают, что при ее написании автор пользовался собственной (а не традиционной психологической) терминологией. С одной стороны, это дает возможность лучше понять мысль автора, но с другой — отпугивает некоторых читателей, полагающих, что к психологии все написанное не имеет отношения.
Сейчас уже можно сказать, что терминологией и системой Петра Михайловича активно пользуются современные психологи. В качестве примера приведу пришедший к нам вместе с НЛП термин «подстройка». Правда, у Ершова он звучит как «пристройка», но суть от этого не меняется. А ведь книга увидела свет в начале семидесятых, когда народ не знал даже самого понятия «психологический тренинг»!
Человеческие взаимоотношения видятся Петру Михайловичу как борьба, результатом которой является достижение каждой из противоборствующих сторон определенной цели. Основная из них — освобождение от воздействия со стороны партнера. В борьбу вступают участники не только социальных, производственных, бытовых, но дружеских и даже любовных отношений.
В процессе борьбы стороны пытаются взять в свои руки инициативу (некоторые, правда, стремятся передать ее другой стороне). Противники могут выбрать одну из двух основных стратегий: наступление или оборону. Здесь может использоваться широкий арсенал приемов воздействия: повышение голоса, «укрупнение речи», «яркая лепка фразы».
Для более полного понимания человеческого взаимодействия важно знать цели борьбы. Согласно теории Ершова, она происходит в трех плоскостях: прошлое, настоящее и будущее.
Психологическая «борьба», по Ершову, существует в двух формах: позиционная и деловая. Деловая ведется за реальные цели, а позиционная — за статус (позицию). Этот вариант борьбы более утонченный, соответственно и методы здесь используются более изысканные. Основные — это «приближение к себе» и «удаление от себя». Удалить партнера можно двумя традиционными способами: принизив его или возвысившись над ним. Первый, как вы понимаете, распространен наиболее широко. Этими же способами, правда с точностью до наоборот, можно приблизить к себе партнера, возвысив его над собой или принизившись самому.

ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА

Ученики, соратники и последователи Петра Ершова сказали в его адрес немало теплых слов
Ученики, соратники и последователи
Петра Ершова сказали в его адрес
немало теплых слов

В своей книге П.М.Ершов рассматривает борьбу не только с позиций психолога и режиссера. Он переносит ее и в сферу педагогики, полагая, что ребенка надо воспитывать так, чтобы в будущем он мог вести полноценную борьбу во всех сферах человеческих отношений. А для этого ему необходимо создать такие условия, чтобы в процессе воспитания он находился на равной позиции с другими участниками воспитательного процесса. Только в этом случае ребенок научится объективно оценивать позиции партнеров и в дальнейшем эффективно «сражаться».
Эти и многие другие гуманистические (несмотря на наличие «борьбы») взгляды П.М.Ершова нашли широкое применение в педагогике. Свое дальнейшее развитие они получили в разработках лаборатории театра Института художественного образования РАО, которой руководит дочь П.М.Ершова Александра Петровна.
Учеником и последователем Петра Михайловича является и автор ряда публикаций по режиссуре урока в еженедельнике «Школьный психолог», ведущий аналогичной рубрики в газете «Первое сентября» В.М.Букатов. Два года назад вместе с А.П.Ершовой они организовали новое учебно-творческое объединение «Театрально-художественные мастерские», в которых не только осуществляется комплексная подготовка актеров по системе Ершова, но и проводится обучение педагогов и психологов по программе «Театр — инструмент педагога».
Психологам, в частности, там предлагается повышать свою квалификацию путем проникновения в секреты театральной режиссуры и привнесения ее в свою деятельность.
Идеи П.М.Ершова воплощаются и на театральной сцене. Этим занимается Класс-ТЕАТР — один из молодых и интересных театральных коллективов.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Класс-ТЕАТР
Тел.: (095) 189-06-12
www.klass-teatr.ru