Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

В конце прошлого года редакция объявила Конкурс методических программ и практических разработок в области психологии образования «Зима-2003». В номинацию «Психолог в интернате и детском доме» был прислан обширный материал «Модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Оханский детский дом» Пермской области».
Предлагаем вашему вниманию небольшую часть из разработок автора этой модели Веры Леонидовны Калугиной, психолога с 30-летним педагогическим стажем и большим стажем психологической работы в детском доме.

Редакция

Оханский детский дом — одно из старейших детских интернатных учреждений Прикамья. В 1908 году в уездном городке Оханске на Урале был открыт детский приют. После гражданской войны приют становится детским домом. Детей привозили со всего Урала, а в годы Великой Отечественной войны — со всей территории страны. В разное время в Оханске было до 12 детских домов, с 1966 года остался один. Более двадцати тысяч воспитанников получили путевку в жизнь из Оханска. Многими из них педагоги по праву гордятся: есть среди выпускников и ученые с мировым именем, и генералы, и композиторы, и артисты, и педагоги, и врачи.
Сегодняшние педагоги детского дома одними из первых начали работу по семейному типу, когда братья и сестры живут не в возрастных группах, а в одной группе-семье (где объединены 2—3 кровные семьи). Сейчас таких групп в детском доме 7, в каждой семь-восемь человек в возрасте от 3 до 17 лет.
Оханский детский дом — лауреат Московской международной выставки «Школа-2002».
Создавая свою модель сопровождения воспитанников, я попыталась ответить на вопрос: «Зачем детскому дому психолог и чем он должен заниматься с воспитанниками?» Подспорьем в моих размышлениях стали идеи, предложенные отечественными психологами.
Идея первая: суть психологической деятельности — в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом. Это концепция ученых Ю. Гильбуха, А. Красило и А. Новгородцева, Р. Овчаровой. Идея вторая: смысл деятельности школьного психолога — в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической и социально-психологической природы, в выявлении и профилактике этих трудностей. Идея третья: суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения (приверженцы этой идеи — отечественные психологи И. Дубровина и Е. Рогов). Идея четвертая: кандидат психологических наук М. Битянова в книге «Организация психологической работы в школе» рассматривает свою модель сопровождения «как отражение определенной системы теоретических представлений о целях, задачах и содержании деятельности школьного психолога, и эта система является продуктом практической профессиональной деятельности, ее обобщенности и осмысления».
Итак, по моему мнению, основной целью психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома является создание для каждого ребенка на всех возрастных этапах условий для развития его личности, индивидуальности, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению. Для реализации данной цели психолог стремится, во-первых, обеспечить психологическое сопровождение детей на каждом возрастном этапе; во-вторых, разработать профилактику для преодоления отклонений в их социальном развитии; в-третьих, содействовать гармонизации социально-психологического климата в педагогическом коллективе детского дома.
В данной «Модели» основными видами деятельности являются:

Психологическое просвещение

Его цели:
1) формирование у педагогов психологических знаний и навыков, позволяющих им организовать эффективный образовательно-воспитательный процесс в группах-семьях; строить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных условиях;
2) психологическое просвещение подростков с ориентацией на создание условий для активного присвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
В данном направлении в работе с педагогами детского дома организую психолого-педагогические семинары и практикумы в форме лекций, дискуссий, «лабораторий нерешенных проблем», «круглых столов», «деловых игр», «мозговых атак». В работе с учителями школ, где обучаются воспитанники детского дома (там нет психолога), проводятся психологические практикумы по проблемам «Психологические особенности воспитанников», «Роль школьного педагога в преодолении депривации воспитанников детского дома» и др.
В работе с обслуживающим персоналом детского дома использую собеседования на тему «Роль помощника воспитателя детского дома в формировании личности ребенка-сироты».
В работе с кровными родителями детей и лицами, их замещающими, в течение 5 последних лет стали традиционными родительские собрания перед каникулами, где обсуждаются вопросы личностного роста детей и связи с семьями; на собраниях учим родителей любить детей такими, какие они есть; учим правильно организовывать их досуг и обучение, продолжать наше воспитание.
И результаты отрадны: за последние 5 лет в кровные семьи вернулось 12 детей, а в патронатных семьях на январь 2004 года воспитывается 41 ребенок из детского дома.
В работе с подростками в данном направлении использую занятия в клубе «Познай себя». Его основные задачи:
— совершенствовать знания детей об искусстве человеческих отношений;
— формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам, к взрослым людям;
— помочь подросткам приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе;
Методы работы в клубе: ролевые игры, беседы, анализ жизненных ситуаций, групповые дискуссии, психогимнастика, импровизации, свободное и тематическое рисование, познавательные задачи.

Психологическая профилактика

Она включает в себя:
1. Работу по адаптации в детском доме вновь прибывших детей. Выработку рекомендаций педагогам по оказанию помощи вновь прибывшим детям.
2. Отдельным пунктом плана выделяется психологическое сопровождение:
— первоклассников;
— учеников 4-го класса в период окончания начальной школы;
— воспитанников 5-го класса в период адаптации в среднем звене;
— в период подросткового кризиса;
— в старшем звене.

Психологическая диагностика

Основная задача этого направления: диагностика развития личности воспитанника на протяжении всего периода — от дошкольного детства до самостоятельного выхода в жизнь, определение индивидуальных потенциальных возможностей в процессе воспитания в детском доме, а также выявление причин и механизмов в обучении и развитии.

Психологическая коррекция

Задача этого направления: обеспечить целостное воздействие на личность ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение здесь осуществляется следующим образом:
1. Организация психолого-развивающей среды:
а) разработана программа психолого-педагогической поддержки детей на первых этапах адаптации в школе;
б) в детском доме проведен конкурс на лучшую игротеку группы-семьи, его результат — создание в каждой группе-семье развивающей среды;
в) в течение 3 последних лет психолог два раза в учебном году по 2 недели ежедневно работает с определенной разновозрастной группой-семьей по плану:

— диагностирование уровня межличностных связей в группе;
— обследование детей по просьбе воспитателя с выработкой рекомендаций;
— проведение ежедневных сеансов по снятию эмоционального напряжения;
— проведение часов общения с группой-семьей на тему «Дорожка к моему внутреннему Я».

2. Организация фронтальных коррекционно-развивающих занятий по возрастам:
— дети подготовительной группы детского сада 2 раза в неделю занимаются по программе «Подготовка к школе детей с ЗПР в условиях детского дома»);

— ученики 1-го и 2-го классов 2 раза в неделю занимаются по теме «Введение в общение. Веселое развитие»;
— воспитанники 3-го и 4-го классов посещают коррекционно-развивающие занятия «Человековедение. Путешествие в страну Общения»;
— для учеников 5-го и 6-го классов проводятся занятия «Психология общения»;
— для подростков 7-го и 8-го классов организован курс «Основы коммуникации»;
— выпускники 9—11-х классов посещают занятия в клубе «Познай себя».

3. Организация индивидуальных занятий по развитию познавательных процессов и личностного роста детей.
4. Организация мини-тренингов по личностному росту для воспитанников детского дома, обучающихся в специализированном коррекционном образовательном учреждении VIII вида.
В этом же направлении планируется и совместная работа с социальным педагогом и логопедом детского дома.

Консультативная деятельность

Задачи консультации подростков:
— оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в обучении и общении;
— обучение подростков навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа.
В этом же направлении ведется работа по проблеме «Организация работы медико-психолого-педагогического консилиума» и консультирование администрации детского дома и школ по заявкам.

Конспект занятия в разновозрастной группе-семье

ДОРОЖКА К МОЕМУ ВНУТРЕННЕМУ Я

Задачи:
1) помочь детям (с учетом возраста) сформировать первичные навыки самоанализа;
2) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе людьми;
3) развивать в воспитанниках чувство принадлежности к группе-семье (это делает детей более защищенными, усиливает позитивное социальное поведение); дать детям возможность ощутить себя частью группы-семьи;
4) совершенствовать познавательные процессы и речь.
Возраст детей: 7—15 лет.
Оборудование: магнитофон с аудиокассетами, стенд «Дорога к своему Я», раздаточный дидактический материал, «домики страха» для диагностики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово психолога
Здравствуйте! Я очень рада видеть у себя вашу группу-семью. Как вы все подросли, возмужали! Вы стали еще более симпатичными. Мне приятно, что за наш общий стол вы сели семьями: братья и сестры рядом. А тема занятия у нас та же, что и в прошлые годы: «Дорожка к моему внутреннему Я».
Сегодня мы будем продолжать учиться самоанализу, учиться выделять в людях хорошие качества. А это все необходимо, чтобы всем, и нам в том числе, жилось вместе легко, дружно, чтобы все друг друга понимали.

2. Игра «Эхо»
Цель: сплотить детей.
Психолог. Я проговариваю свое имя и прохлопываю его по слогам в ладоши, а вы повторяете за мною. Затем это же делает тот, кто сидит справа от меня, и т.д.
Молодцы! Игра называется «Эхо», и она показала, что вы дружные и сплоченные; да и каждому приятно, когда его называют и ему аплодируют.

3. Рисуем страхи
Психолог. На сегодняшнем занятии мы вместе должны найти ответ на вопрос:
Чем люди похожи и чем отличаются друг от друга? Какой я?
Наш главный разговор о том, какие же психологические свойства и способности есть у всех людей и чем мы отличаемся друг от друга.
Решаем проблему: «Чем все люди похожи?»
Я вам читаю, а вы смело поднимаете руку, если это будто бы про вас:
а) Когда у меня все хорошо — я радуюсь;
б) Когда у меня что-то не получается, меня не понимают — я могу злиться, обижаться;
в) Когда случается что-то опасное, непонятное — я иногда пугаюсь.
Сейчас вы отвечали себе на вопрос: «Как я умею чувствовать?»

На доске написано слово «чувствовать».
Психолог. Что значит чувствовать? (Ответы детей.)
Итак, чувствовать — это и радоваться, и бояться, и обижаться. Подтвердим это свойство. Перед вами два домика: один красный, другой черный. Я вам буду называть такое неприятное чувство, как страх. А вы его будете прятать в домики (в черный дом — очень страшные страхи, в красный дом — не очень).
(См. М. Панфилова. Диагностика страхов. Страхи в домиках. «Школьный психолог», № 9, 1999.)

После диагностики:
Психолог. А теперь закройте страшный дом на замок, нарисуйте его, а ключ — выбросите. И не бойтесь больше ничего!
Давайте же радоваться всему: и улыбке, и доброму слову, и хорошей погоде, и солнечному зайчику.

4. Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: снятие эмоционального напряжения на фоне успокаивающей музыки.
Психолог. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке — нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, грудь, живот, одну руку, вторую, ноги. Он любит и ласкает тебя, поэтому погладь его и подружись с ним.
Ребята, ваше настроение стало лучше? Используйте это упражнение при плохом настроении, когда чего-то боитесь, в чем-то не уверены.

5. Беседа «Чем люди похожи и чем отличаются?»
Итак, первое, чем похожи все люди, — это чувствами, умением чувствовать.
Продолжаем решать проблему: «Чем люди похожи и чем отличаются друг от друга». А сейчас снова поднимайте руки, у кого так бывает:
а) чтобы решить сложную задачу, мне нужно хорошо разобраться во всех ее условиях;
б) зная, как сейчас выглядит какой-то предмет, я могу представить, каким он был раньше;
в) в кроссвордах и ребусах я могу определить, какое слово зашифровано.
Когда вы это можете делать?

Ответы детей.
Вывод: все это я могу, потому что, как и все люди, я умею думать, этим люди похожи друг на друга.

На доске слово — «думать».
Психолог дает каждой возрастной группе задание на сообразительность (дети 7–8 лет собирают разрезные картинки, остальные решают ребусы и кроссворды).
Вывод: итак, первое, чем люди похожи, — все умеют чувствовать, а второе — все умеют думать.
Психолог. Продолжаем нашу игру. Поднимите руки, кто может согласиться с такими утверждениями:
а) если у вас есть детали и схемы, я могу сконструировать модель;
б) если у меня порвалась книга, я могу ее склеить;
в) если мне объяснят, как нужно сделать какое-нибудь дело, я смогу его сделать.
Когда вы сможете это сделать?

Ответ детей: «Когда умею действовать».
Вывод: все это я могу, потому что, как и все люди, умею действовать.
На доске слово — «действовать».

Вопросы
а) Младшим детям: ссорятся две девочки, одна хочет ударить другую. Ваши действия?
б) Средним детям: старушка идет с двумя сумками. Ваши действия?
в) Старшим детям: в двери столкнулись мужчина и женщина. Кто кого должен пропустить?
Ответы детей.
Психолог. Молодцы! Вы и правила поведения знаете и доказали, что умеете действовать.
Вывод
: чувствовать, думать, действовать — этим все люди похожи.
А как вы считаете, чем все люди отличаются друг от друга?
Ответы детей:
внешностью, характером, способностями, интересами.

6. Игра «Кто это?»
Один человек выходит за дверь. Остальные договариваются, кого загадают. Ведущий зачитывает индивидуальные свойства загаданного человека (идет сплочение группы), а водящий угадывает.

Психолог. И вот наше занятие подошло к концу. Вы молодцы, хорошо поработали. Не забывайте об упражнении «Солнечный зайчик», не забывайте о том, что все ключи от ваших страхов мы выбросили, и в этом вам помогла психология — наука о человеческой душе. До свидания!

Вера КАЛУГИНА,
педагог-психолог Оханского детского дома,
Пермская обл.