Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2004


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

НА ПУТИ К ОБРАЗОВАННОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Классный час для учащихся 7–9-х классов

Подростковый возраст характеризуется ростом сознания и самосознания детей, расширяется сфера их знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находит свое выражение в изменении мотивов основных видов деятельности: учения, общения и труда.
Детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста, — главным образом внешние и краткосрочные (требование родителей, похвала учителя и т.п.) — теряют свою силу. Новые же, «взрослые» мотивы (внутренние и долгосрочные — саморазвитие, социальные достижения) формируются не сразу.
Именно поэтому можно наблюдать снижение интереса учащихся 7–8-х классов к учению, что нередко приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходимо специально организовывать ситуации, способствующие формированию у подростков мотивации к учению.
Предлагаемое занятие рассчитано на 40–45 минут. Оно может проводиться как самостоятельно, так и в качестве вступительного занятия в профориентационном блоке.

Цель занятия

Способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности.

Задачи

Стимулировать учащихся к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком.
Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели образования.
Создавать условия для стимулирования учащихся к самообразованию и саморазвитию.
Создать условия для творческого самовыражения учащихся.

Оборудование, материалы

На каждую группу — шаблоны фигуры человека, цветная бумага, клей, ножницы, цветные фломастеры.
На каждого человека — полоска цветного картона («кирпичик»).
Магнитная доска, магниты.

Условия проведения

В помещении, где проводится мероприятие, столы составлены таким образом, чтобы образовать 4 рабочих места для групп из 6–8 человек (3–4 стола, составленных вместе, стулья вокруг них). При этом центральная часть помещения свободна.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в класс и в случайном порядке делятся на 4 группы по 6–8 человек, затем садятся на рабочие места. Ведущий следит, чтобы в каждой группе было примерно равное количество подростков обоего пола.
Ведущий.Здравствуйте! Сегодня я хочу обсудить с вами, кто такой образованный человек.
Каждый из нас слышал словосочетание «образованный человек» и знает, что его все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией. Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть образованным человеком. Давайте задумаемся — а кто же это такой и какие качества ему присущи?
Наша с вами задача — создать портрет образованного человека. Для этого вы разделены на 4 группы. Сейчас каждой группе я раздам пакеты со всем необходимым для того, чтобы группа могла создать свой портрет образованного человека.
В каждом пакете находится «необразованный человек»
(ведущий показывает шаблон фигуры человека) — у него нет ничего, даже одежды. Также в пакете вы найдете цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры.
В течение 15 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют образованного человека. Обсудите, как вы эти качества и свойства отразите на портрете. Ваша задача — отобразить не только внешние черты (цвет глаз, форму носа и т.д.), но и внутренние — его характер, способности.
Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы — обращайтесь ко мне. Если есть вопросы сейчас — спрашивайте.

Ведущий отдает пакеты каждой группе. Ребята приступают к работе. Во время выполнения задания ведущий подходит к каждому столу, отвечает на вопросы, при необходимости уточняет задание, интересуется ходом работы, направляет тех, кто зашел в тупик, подбадривает сомневающихся, напоминает о лимите времени.
Через 15 минут он напоминает, что время подходит к концу и необходимо закончить задание через несколько минут (не более 5).
Примечание для ведущего. Обычно при выполнении этого задания в классе становится довольно шумно. Но это, как правило, деловой шум, свидетельствующий о том, что среди учеников нет равнодушных. Учащиеся с большим интересом и энтузиазмом выполняют задание: бурно обсуждают качества образованного человека и способы их воплощения на шаблоне, спорят, распределяют роли (кто придумывает, кто рисует, кто вырезает и клеит, кто пишет). Не стоит их утихомиривать, необходимо только следить, чтобы шум оставался «деловым» до конца занятия.
Ведущий. Теперь, когда все группы создали свой портрет образованного человека, выберите от каждой группы тех ребят, которые представят вашего образованного человека всему классу.
От каждой группы по очереди выступают представители, демонстрируя классу портрет и рассказывая о тех качествах и свойствах, которые, по мнению их группы, присущи образованному человеку. По окончании мини-рассказов ведущий предлагает закрепить портреты на магнитной доске, чтобы они были видны всему классу.
Примечание для ведущего. Примеры качеств образованного человека, представленные подростками: сообразительный, умный, самостоятельно мыслящий, любящий науку и учение, мудрый, ответственный, трудолюбивый, опрятный, пунктуальный, тактичный, воспитанный, интересный, активный, независимый, солидный; а также это человек, уважающий людей, патриот и индивидуальность.
Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами целых 4 образованных человека, которые ... (называет 5–6 качеств, присутствующих в работах ребят). При этом, я думаю, все согласятся, что пока никто из нас не является по-настоящему образованным человеком, мы все только стремимся к этому идеалу.
Поэтому я предлагаю сделать следующее. Пусть каждый из вас встанет на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас от по-настоящему образованного человека. Я тоже вместе с вами поищу это место.

Ребята встают со своих мест, ходят по классу, находят «свое» место. Для тех, кто затрудняется, ориентиром может служить ведущий, который выбрал место ближе к противоположной от доски стене класса.
Примечание для ведущего. Здесь важно предложить подросткам выполнить задание, условно говоря, в реальном пространстве, что позволит им не только поразмыслить, но и подвигаться по классу в поисках «своего» места.
Сначала некоторые ребята (чаще — мальчики) подходят к самой доске, говоря о том, что они уже образованные и им нечему учиться. Но это лишь мальчишеская шутка, игра. Ведущему не следует одергивать ребят, делать им замечания, просить быть серьезнее и т.д. После выплеска эмоций каждый подросток довольно серьезно и ответственно начнет искать свое место. Этому во многом способствует включение в выполнение задания ведущего, который служит для подростков своеобразным ориентиром («если уж взрослый человек, педагог (психолог) считает себя недостаточно образованным, то и нам не стыдно признаться в этом...»).
Ведущий. Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала — образованного человека.
А теперь попробуем все вместе преодолеть этот путь между нами и идеалом. Для этого подойдите ко мне и возьмите по цветному «кирпичику» (полоска цветного картона). Из этих кирпичиков мы выложим дорогу до нашего идеала.
Но сначала каждый должен написать на своем «кирпичике» то качество, то условие, которое ему необходимо для того, чтобы стать образованным человеком.

Учащиеся выполняют задание — пишут на полосках цветного картона качества или условия, которые им необходимы.
Ведущий. Каждый из вас по очереди будет класть свой «кирпичик» на пол, громко называть то качество или условие, которое он написал, и мы все вместе будем продвигаться по выложенной дорожке к нашему идеалу — образованному человеку.
Ребята по очереди кладут свои полоски, называют качества, и весь класс делает шаг вперед. Когда все полоски-«кирпичики» выложены, ребята оказываются у самой доски, рядом со своими портретами образованного человека.
Примечание для ведущего. Как ни странно, выполнение этого задания для учащихся сложнее, чем поиск качеств образованного человека. Возможно, потому, что они его выполняют самостоятельно, без групповой поддержки. Наверное, с этим связано и меньшее разнообразие качеств, условий. Вот примеры качеств, которые выделили подростки: трудолюбие, усидчивость, усердие, упорство, оптимистичность, умственные способности, эрудированность, смелость.
Ведущий. Наконец-то мы дошли! Тяжелый же проделали путь! Для этого нам понадобилось ... (называет несколько качеств, условий, которые написали ребята). Непростая, оказывается, это задача — стать образованным человеком!
Ведущий предлагает ребятам образовать тесный круг.
Ведущий. В заключение я попрошу вас немножко подумать и ответить на вопросы:
· Понравилось ли вам наше занятие?
· Что нового вы узнали сегодня?
· Какие вводы сделали для себя?
Ребята по желанию отвечают на вопросы.
Ведущий. Мне тоже понравился наше с вами занятие. Мне понравилось с вами думать, обсуждать. Спасибо вам! Наш урок закончен, до свидания!

Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук