Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Шанталь Зауш-Годрон
СПб.: Питер, 2004

Современному психологу не составит особого труда познакомиться с психологическими исследованиями, выполненными зарубежными коллегами. Однако французская психологическая литература представлена в значительно меньшем объеме по сравнению, скажем, с переводами работ американских и немецких психологов. Данное издание в известном смысле восполняет этот пробел, его автор — психолог Тулузского университета, руководитель курса «Психология развития».
В книге рассказывается о психическом развитии ребенка от рождения до поступления в школу, рассматриваются особенности общения ребенка с родителями, братьями и сестрами, анализируются особенности перехода из условий семейного воспитания в детские учреждения.
По мнению автора, с самого рождения ребенок развивается как социальное существо и по мере своего развития вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми — взрослыми и детьми, которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. Социальные отношения маленького ребенка играют главную роль в его жизни, он должен приспособиться к окружающему миру и взаимодействовать с ним.
В книге обращается особое внимание на то, что семья выступает не единственным фактором социализации ребенка, и с началом посещения ребенком детских учреждений имеет место двойная социализация. Ребенок оказывается в точке пересечения двух воспитательных планов, выходя из семейных отношений и вступая в отношения, существующие в детских яслях и садах. Автор отмечает, что с началом школьного обучения ребенок становится все более активным деятелем своей социализации.
При анализе процесса социализации ребенка сравниваются три теоретические модели: модель Валлона, которая опирается на диалектику органического и социального; модель генетического психоанализа Малера; модель привязанности Боулби. Изложение ведется преимущественно с опорой на модель Валлона и его ученика и последователя Заззо.
С прагматической точки зрения данная книга может оказаться полезной психологам дошкольных учреждений. Автор приводит результаты многочисленных исследований, которые способствуют лучшему пониманию внутреннего мира маленького ребенка.
Что касается школьных психологов, то ее чтение, безусловно, поможет в профессиональном самоопределении, в выработке теоретической позиции, в частности, по вопросу о факторах социализации ребенка. А некоторые данные об особенностях детско-родительских отношений было бы нелишним проанализировать и, возможно, использовать в практической работе.

Марина СТЕПАНОВА