Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2004


РЕПОРТАЖ

НАШ ДЕНЬ

В этом году Московский педагогический марафон учебных предметов прошел в третий раз. В течение целого месяца Московский городской дом учителя принимал гостей (педагогов, управленцев, психологов) не только из Москвы, но из Московской области и ряда городов России.
День школьного психолога, который состоялся 22 апреля, в этом году посетило 1033 человека. Причем не только психологи, работающие в различных образовательных учреждениях и психологических центрах, но и социальные педагоги, студенты и даже учителя. Приятно, что число иногородних участников марафона неуклонно растет и в этом году достигло 146 человек. Москвичей было 478, а коллег из области — 409. Можно предположить, что скоро московский марафон приобретет иной статус и станет всероссийским.

Спонсор публикации статьи психолог сайт Дианы Кочеревой. Квалифицированная психологическая помощь в Киеве - индивидуальный подход с использованием различных методик и техник работы, консультации, помощь в поиске способов решений проблем и ответов на волнующие вопросы. Посмотреть подробную информацию о психологе и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://kochereva.com.

Учитывая пожелания участников прежних лет, программу Дня школьного психолога решено было сделать менее насыщенной (как это ни парадоксально звучит). Дело в том, что посещение большого числа пусть даже самых интересных и полезных мероприятий (семинаров, встреч, мастер-классов и круглых столов) оказалось для многих утомительным. В прошлом году, устав от избытка информации и впечатлений, некоторые «марафонцы» выражали свое недовольство и даже уходили, не дождавшись окончания. На этот раз программа закончилась на два часа раньше обычного, поэтому у собравшихся остались силы на просмотр художественного фильма «Возвращение».

КАК ВСЕГДА, НА ВЫСОТЕ

Т. Беглова и О. Барчук на презентации нового центра

Т. Беглова и О. Барчук
на презентации
нового центра

Основные мероприятия Дня школьного психолога проходили в трех залах — Большом, Малом и Паркетном. Поскольку помещения Дома учителя не могли вместить всех желающих, люди мужественно стояли в проходах и толпились около дверей в надежде проникнуть внутрь.
И их мучения не были напрасными! Как и в предыдущие годы, прекрасно провели мастер-классы наши постоянные авторы: М.Р.Битянова («Работа психолога с классным руководителем»), И.В.Вачков («Как развить самосознание у младших школьников»), Н.Я. и М.М.Семаго («Современные принципы построения диагностической и коррекционно-развивающей работы в школе»). Поскольку многие из наших гостей приходят именно «на Битянову, Семаг и Вачкова», ведущим приходилось использовать весь свой профессионализм и обаяние, чтобы не разочаровать огромную аудиторию. И они с этим блестяще справились, удерживая своих слушателей в состоянии напряженного внимания почти 3 часа.
Традиционной для Дня школьного психолога стала встреча с представителями Министерства образования и науки. В этом году о состоянии и перспективах школьной психологической службы собравшимся рассказала Т.Ю.Федотова (главный специалист отдела практической психологии и охраны здоровья). Свое выступление она построила таким образом, чтобы оставить время для ответа на вопросы. Их было много, и большинство касались самых больных для психологов системы образования проблем: права на досрочное назначение трудовой пенсии, должностных инструкций для педагогов-психологов, вопросов методического обеспечения их деятельности.
Некоторую упорядоченность в работу психологов внес приказ № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», принятый Министерством образования РФ 1 марта этого года.
Был задан вопрос и о результатах конкурса на лучшую индивидуальную коррекционно-развивающую программу по психологии, который проводило в 2003 году Министерство образования. Отвечая на него, Тамара Юрьевна подняла проблему критериев оценки психологических программ.
Для выявления победителя в этом конкурсе было решено заново разработать критерии, по которым можно оценивать эффективность коррекционных и развивающих программ. Эта сложная работа была поручена ученым из СПбГУ им. А.И.Герцена. В результате ими было выявлено 57 параметров. Все они кажутся экспертам настолько важными, что выделить из них хотя бы десять пока не представляется возможным.

ВЫСТАВКИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ

Большой интерес у собравшихся вызвали презентации двух психологических программ. Одну из них, направленную на групповую психолого-педагогическую поддержку детей подросткового возраста, представляла Е.А.Леванова (доктор педагогических наук, президент Психолого-педагогического института воспитания). А известные по многочисленным публикациям в нашем еженедельнике Т.В.Беглова и О.И.Барчук (психологи центра психологического сопровождения образования «Точка Пси» под руководством М.Р.Битяновой) познакомили с психологической развивающей программой для учеников 8–9-х классов «Трудна жизнь подростка».
В течение всего дня работала выставка-продажа учебно-методической литературы по психологии ведущих издательств. Судя по большому скоплению народа, практически каждый участник использовал возможность приобрести необходимую для работы литературу. То, что психологи интересуются книжными новинками, доказал аншлаг на встрече с авторами книг, представленных издательством «Просвещение»: «Психологическая диагностика одаренности при приеме детей в первый класс» Е.И.Щеблановой и «Особенности обучения одаренных школьников» Н.Б.Шумаковой.
Другая выставка — коррекционных и развивающих программ московских психологических центров — была не столь многолюдна. Это, несомненно, имело и свои «плюсы», поскольку все заинтересованные смогли спокойно пообщаться с представителями центров и задать интересующие их вопросы.

ПОИСК ИСТИНЫ

Даже в конце второго из проводимых ими семинаров Н. и М. Семаго не теряли чувства юмора
Даже в конце второго из проводимых
ими семинаров Н. и М. Семаго
не теряли чувства юмора

День школьного психолога нельзя представить без дискуссии. Ее тематика «Что такое психолого-педагогическое сопровождение?» уже настраивала на самый серьезный лад.
Да и ведущие — М.Н.Сартан и М.Р.Битянова — сразу направили разговор в русло обсуждения идеологии сопровождения. Марк Наумович выразил свою озабоченность тем, что под популярным сейчас понятием «психологическое сопровождение» каждый понимает что-то свое. Наиболее распространена трактовка сопровождения как комплексной психолого-медико-социальной помощи детям. Все чаще этот термин используется как синоним психологической (да и не только) работы в школе.
Хотя «идеолог» этого процесса М.Р.Битянова изначально понимала сопровождение как помощь ребенку при выборе им своего жизненного пути. По ее мнению, сейчас сложилась ситуация, при которой широкое распространение этого понятия приводит к выхолащиванию его смысла.
Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии школьного психолога. Марина Ростиславовна видит ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное развитие потенциала учащихся. Для этого нужно совсем немного — принять ребенка таким, какой он есть, со всем его своеобразием и особенностями развития. Такая позиция психолога открывает возможность индивидуального подхода к становлению личности каждого ученика.
Это в корне противоречит устоявшемуся представлению о том, что задача психолога — находить недостатки в развитии детей и с помощью коррекции «подгонять» их под определенный стандарт «нормального ученика». «Психологическое сопровождения ребенка в процессе образования должно выступать как сквозная идея, лежащая в основе целостной системы работы с ним», — считает Марина Ростиславовна.
Началом дискуссии о сути психолого-педагогического сопровождения стала просьба поднять руки тех, кто считает, что занимается этим. Признаться в этом смогли немногие. Но и они говорили о том, что подход к сопровождению должен быть различным в зависимости от условий обучения. Так, работая в сельской школе или детском доме, сложно заниматься развитием личностного потенциала ребенка, до этого просто не доходят руки.
Действительно, принадлежность к определенной (часто околокриминальной) субкультуре накладывает больший отпечаток на формирование личности ребенка, чем воздействие даже самого хорошего психолога.
Оспаривая это мнение, М.Р.Битянова особо отметила, что задача психолога, занимающегося сопровождением, — открыть ребенку «различные грани бытия», показать, что жизненные ценности могут быть более яркими и значительными, чем дети могут это себе представить, находясь в рамках той или иной субкультуры. Но в любом случае ответственность за свою дальнейшую жизнь и право выбора своего жизненного пути остается за ребенком.
Подводя итоги дискуссии, М.Н.Сартан отметил значимость подобных споров, в результате которых уточняется содержание самих понятий. Стоит признать, что право на существование имеют различные модели психологического сопровождения. Главное при этом, чтобы психолог постоянно осознавал цели своей деятельности.
Поскольку отведенное на поиск истины время пролетело незаметно, участники встречи договорились продолжить разговор на очередном Дне школьного психолога.

Ольга РЕШЕТНИКОВА