Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
УЧАТСЯ ПО-РАЗНОМУ!

Майкл Гариен
М.: ООО «Издательство
Астрель»:
ООО «Издательство
АСТ», 2004

Книга с таким названием обещает быть интересной и весьма полезной, если автору удалось научно обосновать не вызывающий сомнения факт.
С самого рождения мальчики и девочки находятся хотя и в похожих, но все-таки отличающихся условиях воспитания: взрослые покупают им разные игрушки и предлагают разные игры. С поступлением в школу ситуация меняется, и в подавляющем большинстве случаев в ходе совместного обучения различия, существующие между мальчиками и девочками, либо вовсе не учитываются, либо учитываются недостаточно.
Автор книги, опираясь на исследования закономерностей работы мозга, а также гормональных изменений, обращает внимание читателей на то, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию и, соответственно, по-разному реагируют на внешние воздействия. В связи с этим актуальным, с точки зрения автора, является создание оптимальных условий их обучения. Необходимо отметить, что традиционно в педагогической литературе речь идет лишь о возрастных и индивидуальных особенностях обучения, что позволяет отнести данную книгу к разряду принципиально новых для отечественного читателя.
По мнению автора, ошибочно ограничивать среду обучения только школой, обучающая среда существует в любом месте, где находится ребенок, и таким образом все взрослые выступают учителями. Поэтому в создании среды обучения принимают участие родители, бабушки и дедушки, учителя и даже политики. Эта идея автора, безусловно, не оригинальна, но бесспорным достоинством книги является то, что она не только декларируется, — автором предпринята попытка ее реального воплощения в жизнь. Причем на обложке отмечено: книга написана самым популярным американским школьным психологом, что повышает доверие к содержащейся в ней информации, проверенной практикой.
Чтобы оценить, насколько автору удалось реализовать свои идеи, необходимо прочитать книгу целиком. В ней действительно содержится немало интересных и важных для правильной организации воспитания и обучения фактов, касающихся особенностей мальчиков и девочек. Однако в основном речь идет именно об этих особенностях, и не всегда понятно, как они учитываются в создании среды обучения в школе. Например, в средних и старших классах рекомендуется использовать раздельное обучение, но происходит ли это в реальности? Что касается советов и рекомендаций, то нередко они ни для кого не являются новыми.
Наивно рассчитывать на получение готовых рекомендаций из одной книги, но обсуждение в печати проблемы специфики обучения мальчиков и девочек — факт сам по себе положительный. Кроме того, это — повод всем имеющим отношение к образованию задуматься о том, как они учитывают в обучении детей объективно существующие различия. А школьные психологи получили возможность давать соответствующие советы с опорой не на профессиональную интуицию, а на научные факты.

Марина СТЕПАНОВА