Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОБРАЗ, СИМВОЛ, МЕТАФОРА В
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

О.А. Свирепо, О.С. Туманова
М.: Изд-во Института психотерапии,
2003

Пожалуй, такого обобщающего труда по проблеме образов, символов и метафор в отечественной психолого-философской литературе еще не было. Обратите внимание на тот факт, что речь идет именно о психолого-философской литературе. Это не оговорка. Мне думается, что содержание рецензируемой работы в значительно большей степени связано с философией (чуть меньше — с психологией), чем с психотерапией. Возможно, это определяется тем, что сами авторы — философы (обе — кандидаты философских наук), профессионально занимающиеся все же теоретизированием, а не практической психотерапией. Естественно, этот факт не мог не отразиться на тексте книги. А потому название не вполне соответствует содержанию.
Однако сказанное вовсе не повод отворачиваться от этой книжки, если вы увидите ее на прилавке книжного магазина. Учитывая, что в настоящее время со всей очевидностью происходит своеобразная «метафорическая революция» в психологии и психотерапии, всякая работа, посвященная проблеме символов и метафор, тем более такая объемная и многоаспектная, заслуживает самого пристального внимания.
Век двадцатый был рациональным, и эта рациональность уже порядком всем наскучила и стала раздражать, поскольку она скрыла под своей серой, монолитной, неэстетичной глыбой огромный, богатый и очень древний слой совершенно иных способов познания мира — способов, построенных на интуиции, на сакральных значениях образов и символов. Применение этих древних способов поможет человеку вернуть утраченную гармонию существования. В этом состоит основной пафос книги О.А. Свирепо и О.С. Тумановой. Такая позиция представляется совершенно оправданной, более того, на мой взгляд — она полностью соответствует направлению тех изменений, которые происходят в психологии и психотерапии в настоящее время и которые были названы выше «метафорической революцией».
Авторы книги уделяют много внимания природе и механизмам образного кодирования информации, позволяющим понять «изначальные пространственно-временные координаты человеческого бытия». Проще говоря, в книге осуществляется очень глубокий и многосторонний анализ культурного контекста тех образов, символов и метафор, которые чаще всего используются в разнообразных психологических и психотерапевтических техниках. Читатель может узнать много нового и чрезвычайно интересного о том, какие значения и смыслы несли в себе в разных культурах такие популярные в психотерапии образы, как круг, дорога, сад, дерево, оружие, пещеры, горы, дом, зеркало и многие другие.
Рассматриваются способы использования образов, символов и метафор в таких направлениях, как классический и неклассический психоанализ, психосинтез, онтопсихология, символдрама, телесная психотерапия и т.д.
Блестящая эрудиция авторов позволяет им непринужденно оперировать многочисленными подробностями и малоизвестными фактами культуры и мифологических представлений разных народов, сопоставлять их, делать важные обобщения. Нельзя сказать, что книга читается очень легко, однако терпеливый и настойчивый читатель несомненно обогатит свои знания не только в психологическом, но и в философском и общекультурном плане.

Игорь ВАЧКОВ