Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2004


КНИГА В ГАЗЕТЕ

Галина СЕМЕНОВА,
педагог-психолог школы № 1106,
г. Москва

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
МОТИВОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Продолжение. См.10,18/2004

КНИГА В ГАЗЕТЕ

ТЕМА 9.
ПРОФЕССИЯ — ИНЖЕНЕР

ЗАНЯТИЕ № 17

Разминка «Зрительная память»

Внимательно посмотрите на рисунок в течение одной минуты, затем повторите изображения в той же последовательности у себя в тетрадях (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Дискуссия

Ведущий. Вы познакомитесь сегодня с очень интересной профессией, которая называется инженер. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся затем ведущий обобщает в виде краткого описания.
Инженеры создают и поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, то есть любые технические приборы и устройства. Многое из того, что нас окружает и без чего теперь невозможно представить свою жизнь, создано трудом инженеров.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему инженеру? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география?
Какими способностями должен обладать инженер?
(Сначала ответы дают учащиеся).
Какую способность вы проверяли во время разминки? Зачем инженеру нужна хорошая зрительная память? (Для того чтобы проектировать приборы и механизмы или устранять в них неисправности, необходимо досконально знать и мысленно представлять их устройство.)
Перед тем как создать любое техническое устройство, обычно требуется грамотно сделать расчеты. Далее — нужно уметь анализировать все этапы его работы, чтобы выявлять ошибки и устранять неисправности. Поэтому для инженера очень важны математические способности. Проверить их можно с помощью следующих заданий.
1. Впишите числа 4, 6, 7 и 8 так, чтобы уравнение было верным. ( _ + _ ) x ( _ – _ ) = 30
2. Впишите недостающие числа:

37 28 32 23 _ _
35 31 27 23 _ _
9 18 27 _ 45 _

3. Впишите отсутствующие числа (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

4. В каждом из четырех квадратов впишите номер отсутствующей фигуры (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Инженер должен уметь мыслить конструктивно, в природном или искусственном материале видеть будущее техническое устройство. Но сначала давайте вспомним, из чего состоят окружающие нас предметы.

Игра

Класс делится на три команды. Каждой команде дается одно из названий материалов (стекло, пластмасса, металл, дерево, кожа, шерсть, поролон, бумага и т.п.). Участники игры должны перечислить, что из данного материала сделано. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Команды имеют возможность также заработать очки при дополнении ответов других команд.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Конструктивные способности предполагают умение видеть, из каких частей состоят окружающие нас предметы, их сходства и отличия относительно этих частей, умение их перемещать для получения новых предметов. Следующие задания помогут вам проверить, есть ли эти способности у вас.

Рис. 4

Рис. 4

1. Необходимо выбрать из фигур справа такие три, из которых можно составить квадрат, данный на образце слева (рис. 4).
2. Для выполнения следующих пяти заданий потребуется набор карандашей (рис. 5).

Рис. 5

Лишний карандаш

Задание (а): Задание (а):
Сложи фигуру из двенадцати карандашей.
1) Убери два карандаша так, чтобы получить три равных квадрата
2) Убери два карандаша так, чтобы получить два неравных квадрата
3) Передвинь четыре карандаша так, чтобы осталось только три квадрата
Задание (б): Задание (б):
Сложи фигуру из пятнадцати карандашей
1) Убери три карандаша так, чтобы получить три квадрата
Задание (в): Задание (в):
Сложи фигуру из двадцати четырех карандашей.
1) Убери четыре карандаша так, чтобы получить пять равных квадратов
2) Убери восемь карандашей так, чтобы получить также пять равных квадратов
Задание (г): Задание (г):
Сложи фигуру из пятнадцати карандашей.
1) Убери два карандаша так, чтобы получить пять равных квадратов
Задание (д): Задание (д):
Сложи фигуру из восемнадцати карандашей.
1) Убери два карандаша так, чтобы получить четыре таких же квадрата

3. Необходимо сконструировать из геометрических фигур («китайская головоломка») изображения, показанные на рис. 6. (Сначала детали изображений не конкретизируются.)

Рис. 6

Рис. 6

4. Каждой фигуре из тех, что представлены на рисунке, надо подобрать пару, вместе с которой она образует куб (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Сервис Грузчиков" в Нижнем Новгороде. Компания предоставляет услуги грузчиков, грузчиков-экспедиторов, упаковщиков, комплектовщиков, рабочих конвейера и разнорабочих по низким ценам. Ответственные и пунктуальные работники, бонусы постоянным клиентам, различные варианты сотрудничества, возможность безналичного расчёта. Посмотреть подробную информацию об услугах, цены и контакты Вы можете на сайте, который расположен по адресу: http://nn.gruzchikov-service.ru.

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии инженера из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 18

Разминка «Глазомер»

Ведущий. Давайте проверим ваш глазомер. Определите на глаз:
1. Какое расстояние от одной стены до другой?
2. Какова длина и ширина классной доски?
2. Какова длина стола?
3. Какой рост у Саши (Тани, Сережи...)?
Все ответы записываются, а затем проверяются.
Зачем инженеру нужен хороший глазомер? (Он постоянно имеет дело с размерами деталей создаваемых устройств, а ошибка в размерах может привести к возникновению неполадок в работе этих устройств).

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии инженера. Какие бывают инженеры? Чьи родители имеют или раньше имели профессию инженера? Что дети знают об их работе?

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий. Как вы думаете, что может произойти, если инженер будет рассеянным, невнимательным? Какие могут возникнуть последствия? (Обсуждение.) А теперь проверим, умеете ли вы быть внимательными во время работы. Представьте себе, что вам доверили проверить некое устройство.

Рис. 8

Рис. 8

На экране компьютера (рис. 8), с которым соединено это устройство, появились три изображения (а). Если они совпадают с тремя образцами (б), то устройство работает правильно, если нет, значит, появилась неисправность, которую необходимо устранить. Устройство состоит из 12 разных блоков. Их высветили на экране компьютера в виде 12 квадратов. Возникшая неисправность привела к появлению на экране двух одинаковых квадратов (рис. 9). Нужно их найти, чтобы определить, какие блоки неисправны.

Рис. 9

Рис. 9

Неисправный блок необходимо рассмотреть более детально. Он состоит из нескольких соединенных между собой узлов, обозначенных в виде звездочек, ромбов, кружков и кружков с точкой (рис. 10). Неисправным оказался один из узлов, имеющий обозначение кружка с точкой. Требуется найти этот узел по приведенной рядом схеме.

Рис. 10

Рис. 10

Далее нужно разобраться в микросхеме (соединенные проводами множество мелких элементов) неисправного узла (рис. 11). Сначала необходимо проверить наличие всех соединений (точки на линиях). Причем на каждой линии их не должно быть меньше 21 или больше 24.

Рис. 11

Рис. 11

Сосчитайте точки на каждой линии и запишите их в кружочках с обоих концов линий. Найдите линии, не удовлетворяющие условию. На экране компьютера рассмотрите эти линии более подробно (рис. 12). В квадратах помечены неисправные элементы, которые нужно будет заменить. Требуется отыскать их в ряду изображений снизу. (Все задания лимитируются по времени.)

Рис. 12

Рис. 12

Игра

Ведущий. С помощью следующей игры вы проверите одновременно свою наблюдательность и воображение. Попробуйте нарисовать на основе треугольника (квадрата, круга или любой другой фигуры) различные предметы. Их можно вертеть как угодно и дорисовывать недостающие части. Каждый известный и часто встречающийся предмет оценивается в одно очко, известный, но редко встречающийся, — два очка, оригинальный предмет — три очка.

Работа в тетрадях

Ведущий. Очень важно для инженера наличие такого качества, как изобретательность, — умение придумывать новые или усовершенствовать старые приборы и устройства. Следующее задание поможет проверить вашу изобретательность. Постарайтесь усовершенствовать такие предметы, как стол, лампа, расческа, очки, ножницы, кастрюля. Можно их увеличивать, уменьшать, изменять материал, из которого они изготовлены, добавлять к ним новые функции и соединять с другими предметами. Объясните, как устроены ваши усовершенствования. Желающие могут представить свои проекты для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать инженер?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 10.
ПРОФЕССИЯ — ЖУРНАЛИСТ

ЗАНЯТИЕ № 19

Разминка «Слуховая память»

Ведущий. Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы.
Однажды в начале весны Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки Вани. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка — по счету восьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком.

1. Как будут называть мальчика, когда он станет взрослым?
2. Чьим отцом был дедушка Ваня — папиным или маминым?
3. Поезд отправлялся в 7 часов?
4. С какого вокзала семья отправилась в дорогу?
5. На какой по счету остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок?
6. Дело было зимой?

Дискуссия

Ведущий. Профессия, о которой сегодня пойдет речь, наверняка многим из вас известна — она называется журналист. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно. (Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.) Журналисты занимаются поиском наиболее интересных и важных событий, происходящих в мире, для того чтобы рассказать о них устно или письменно в средствах массовой информации — в газетах, журналах, на телевидении или радио.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему журналисту? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать журналист? (Сначала ответы дают учащиеся.)
Какую способность вы проверяли во время разминки? Зачем журналисту нужна хорошая слуховая память?
(Журналист, общаясь с разными людьми, должен не только записывать, но и запоминать многое из того, что они говорят.)
Итогом работы журналиста является статья или очерк — короткое литературное произведение. Следовательно, в определенной степени он должен обладать способностями писателя. Вспомните, какие основные способности необходимы писателю?

Работа в тетрадях

Ведущий. Чем богаче будет словарный запас журналиста, тем интереснее получится у него статья. Проверить словарный запас вам помогут следующие задания.
1. Запишите слова, имеющие одинаковое количество букв (4), причем во всех словах вторая буква «л» (- л - -).
2. Запишите в скобках слово, которое бы означало то же, что и слова за скобками:

3. Составьте слова по данным моделям.

Игра

Класс разбивается на две команды. Ведущий начинает с предложения, состоящего из подлежащего и сказуемого. Например, «Мальчик рисовал». Далее команды поочередно дополняют предложение. («Мальчик рисовал пиратов. Мальчик увлеченно рисовал пиратов. Мальчик увлеченно рисовал морских пиратов....») Команда, которая последней назовет дополненное предложение, станет победителем.

Ведущий. При написании статей для журналиста важно умение лаконично излагать свои мысли, то есть кратко рассказать о многом. Один из способов, помогающих добиться этой цели, — использование образных выражений, а именно метафор, пословиц, поговорок. Следующие задания помогут проверить понимание вами образных выражений.

Работа с подсобным материалом

Каждая пословица или поговорка разбивается на две части, которые записываются на разных карточках. Все карточки перемешиваются. Учащиеся должны подобрать к началу пословицы или поговорки ее окончание (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

НАЙТИ ПАРУ

Знание текста пословицы или метафоры еще не означает понимания их переносного смысла. Следующее задание состоит в том, чтобы к каждой пословице из нескольких фраз выбрать соответствующую по смыслу.

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО:
а) кузнец кует горячее железо;
б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать;
в) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ:
а) клоун смешит людей;
б) чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать;
в) торопливость может привести к нелепым результатам.

СДЕЛАЛ ДЕЛО — ГУЛЯЙ СМЕЛО:
а) если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть;
б) мальчик вышел на прогулку.

НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ:
а) если не знаешь дела, не берись за него;
б) зимой ездят на санях, а летом на телеге;
в) езди только на своих санях.

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ:
а) медный браслет блестел как золотой;
б) не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;
в) не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ:
а) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;
б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать;
в) продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

Необходимо придумать короткую историю, в которой бы использовалось какое-нибудь образное выражение. (Желающие могут зачитать свою историю для коллективного обсуждения.)

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии журналиста из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 20

Разминка «Быстрота реакции»

Ведущий быстро зачитывает следующие слова:

СМОЛА, БОК, КРЫША, ПОЛЕ, УЗОР, ЛИСТ, УСЫ, МОЛНИЯ, КЛАД, ИНЕЙ, СЦЕНА, ГЕРОЙ, УДАР, ПЕРО, ЮНГА, ВЬЮГА, ОЧКИ, КУРТКА, ОДЕЯЛО, ПЕНЬ, ОСЛИК, АНГЕЛ, ЛЫЖИ, АЙБОЛИТ.

Учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова. Если удастся все сделать без ошибок, то из этих букв получится строка стихотворения А.С. Пушкина.

Ведущий. Какую способность мы тренировали во время разминки? Зачем журналисту нужна быстрота реакции? (Обсуждение.) Чтобы интересно рассказать о каком-либо событии, журналисту приходится принимать в нем живое участие. А поскольку события могут складываться непредсказуемым образом, ему необходимо уметь быстро ориентироваться в том, что происходит, принимать верное решение, от которого иногда может даже зависеть его жизнь.

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся рассказать, что нового они узнали о профессии журналиста.

Ведущий. Кто из вас общался с журналистами? Легко ли было отвечать на их вопросы? Кто из вас сам пытался писать статьи для какой-нибудь газеты? Легко ли было уговорить других дать вам интервью?
Журналисту часто приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен уметь находить с ними общий язык. Для этого прежде всего необходимо научиться внимательно слушать того, с кем разговариваешь, понимать настроение собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу.

Работа с подсобным материалом

На рис. 14 представлены схемы, изображающие человеческие эмоции. Необходимо ответить, какие чувства выражает каждое из изображений и какое выражение лица характерно для людей добрых, веселых, общительных, ворчливых, злых, грубых и т.п.

Рис. 14

Рис. 14

Игра

Ведущий. Представьте, что вам нужно взять интервью у сказочного персонажа, например дракона (рис. 15). Причем дракон имеет семь голов, и к тому же каждая голова находится в разном настроении.

Рис. 15

Рис. 15

Вызываются семь ребят, каждый из которых должен с помощью фразы (например: «Что тебе нужно, незнакомец?») выразить настроение головы, которую он изображает. Задача остальных — определить по интонации, с которой произнесена эта фраза, за какую голову дракона отвечает каждый из ребят. Для уточнения настроения «головам» могут быть заданы дополнительные вопросы.

Работа в тетрадях

Ведущий. Часто бывает так, что одно и то же событие разные журналисты описывают по-разному. Мы доверяем тому из них, кто пытается это делать наиболее убедительно. То есть для журналиста важно умение анализировать события, о которых ему приходится рассказывать, оценивать их с двух позиций: с хорошей и с плохой — и отстаивать одну из этих позиций. Представьте, например, что у людей выросли крылья. Какие у них тогда появятся преимущества и какие неудобства? (Обсуждение.) Постарайтесь описать одно из следующих неприятных событий, найдя в нем что-то хорошее:

· Твой костюм облили супом.
· Учитель поставил двойку.
· Родителей вызывают к директору.
· В воскресенье испортилась погода и придется целый день просидеть дома.
· Родители запретили смотреть телевизор (играть в компьютерные игры).
· Ты поссорился со своим лучшим другом.

Желающие могут зачитать свои сочинения для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать журналист?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 11.
ПРОФЕССИЯ — АРХЕОЛОГ

ЗАНЯТИЕ № 21

Разминка «Память»

Ведущий. Самостоятельно прочитайте текст, затем закройте его и ответьте на предлагаемые вопросы.
Более 500 лет назад были возведены первые стены Московского Кремля. Со всех сторон крепость была окружена водой: Москва-река, Неглинка, а со стороны Красной площади — ров шириной 30 м, глубиной от 9 до 12 м, там мог свободно поместиться трех-четырехэтажный дом. С обеих сторон рва высились дополнительные укрепления. Кремль стоял как бы на острове. Кое-где кремлевские стены устремляются вверх на 29 м, высота самых низких участков стен 5 м. Для своего времени Москва была очень большим городом, самым большим на Руси. Не каждая европейская столица могла соперничать с Москвой по размерам. Пройти Москву из конца в конец неторопливой походкой можно было за полтора-два часа — всего 6–7 км.

Вопросы

1. Верно ли, что первые стены Кремля построены в 1795 году?
2. Какие водные пространства окружали Кремль?
3. Мог ли во рву, который находился со стороны Красной площади, поместиться десятиэтажный дом?
4. Правда ли, что разница между самой высокой и самой низкой стенами Кремля составляет 20 м?
5. Верно ли то, что Москва была таким большим городом, что даже быстрым шагом ее можно было пройти лишь за 6–7 часов?

Дискуссия

Ведущий. Сегодня пойдет речь о профессии, благодаря которой мы многое узнали о нашем далеком прошлом. Эта профессия называется археолог. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно. (Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.) Археолог изучает то, что составляет прошлое человеческого общества. Его задача — прочитать историю по добытым из земли источникам — следам жизни и деятельности человека на Земле.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему археологу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный языки, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать археолог?
(Сначала дают ответы учащиеся).
Какую способность мы проверяли во время разминки? Почему для археолога очень важно иметь хорошую память? (Обсуждение.)Археологи много времени проводят в экспедициях, отыскивая древние поселения. При подготовке к каждой из экспедиций им необходимо изучить и запомнить все исторические источники, относящиеся к времени существования этих поселений.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Чтобы добыть из земли старинные вещи, узнать, как были устроены жилища, археологу необходимо вести раскопки. Представьте себе, что вы — археологи. Работая на раскопках, вы наткнулись на предметы домашнего обихода. Эти предметы, пролежав в земле несколько сотен лет, стали не вполне узнаваемыми. Поэтому ваша задача — проявив максимум внимания, распознать их.
Несколько предметов от длительного нахождения под землей спрессовались в единый ком
(рис. 16). Постарайтесь разглядеть все предметы.

Рис. 16

Рис. 16

Другие предметы под действием времени не смогли сохранить свою форму и разбились. Одной из ваз (рис. 17) повезло больше, чем остальным, так как от нее откололся лишь небольшой кусок, но его обязательно нужно найти среди других осколков.

Рис. 17

Рис. 17

Несколько ваз и чашек разбились совсем (рис. 18), поэтому необходимо собрать все осколки, чтобы затем склеить из них все разбившиеся предметы. Причем в исторических источниках имеются их предполагаемые образцы. (На рисунке они изображены в виде целых предметов с обозначением мест расположения осколков).

Рис. 18

Рис. 18

На все задания дается строго ограниченное время.

Игра «Слепой и поводырь»

Ведущий. Во время проведения раскопок может возникнуть такая ситуация, что обнаруженный предмет окажется в недоступном для глаз месте. Имеется возможность только на ощупь догадаться о том, что найдено. В данном случае руки у археолога становятся их глазами. Эту способность можно проверить с помощью следующей игры.
Класс делится на две команды. Выбирается по одному человеку от каждой команды, которые будут выполнять роли слепого и поводыря. «Слепому» завязывают глаза, а «поводырь» водит его по классу и предлагает на ощупь отгадать вещи, которые он трогает. За каждую отгаданную вещь команда «слепого» получает очко, за неотгаданную вещь очко получает команда «поводыря». После ощупывания «слепым» пяти предметов роли меняются, а затем меняются и игроки.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии археолога из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 22

Разминка «Наблюдательность»

Ведущий. Археологи работают в пустынях и в джунглях, в степях и в тундре, под водой и на заоблачных вершинах гор. Порой бывает очень трудно найти археологические памятники, скрытые под землей. Обходя пешком исследуемую территорию, археолог обращает внимание на все, что встречается у него на пути, так как существует множество примет, указывающих на нахождение под землей археологических памятников. Например, на древних рвах и каналах растительность гуще, нежели в местах, где под почвой скрываются стены. Проверить свою наблюдательность вы сможете с помощью следующего задания.
Необходимо внимательно посмотреть на репродукцию картины с изображением пейзажа, а затем ответить на предлагаемые вопросы.

Вопросы формулируются по изображенным на картине деталям. Просмотр картины лимитируется во времени.

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии археолога, и ответить на предлагаемые вопросы:
Знаете ли вы, где хранятся археологические находки? В каких музеях можно увидеть все, что касается нашего прошлого? Что из увиденного вами в этих музеях заинтересовало больше всего?

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Прежде чем археологическая находка станет музейным экспонатом, она должна обрести свой первоначальный вид. Причем необходимо не только склеить все разбитые части предмета, но и восстановить затертую временем роспись на нем. Часто роспись выполнялась в виде орнамента, то есть повторяющихся с определенной закономерностью элементов. Основной задачей в данном случае является определение этой логической закономерности повторения узора в рисунке. Сейчас вам предстоит заняться именно этой работой.

Рис. 19

Рис. 19

Представьте, что вы нашли старинные полотенце (рис. 19) и коврик (рис. 20) с изображениями узоров, которые от времени частично стерлись. Необходимо дорисовать узор на другом конце полотенца и, поняв закономерность в узоре, восстановить раскраску коврика.

Рис. 20

Рис. 20

Очень много сведений о нашем прошлом археологи узнают из древних рукописей. Так как текст рукописей бывает не только частично утрачен, но и написан на языке, на котором давно уже никто не говорит, археологам приходится заниматься расшифровкой этих текстов. Представьте, что сохранился лишь обрывок старинного письма, написанного на давно исчезнувшем языке. Порывшись в исторических книгах, вам удалось частично восстановить алфавит древнего языка. Но и этого вполне хватило, чтобы расшифровать текст письма. Что же там было написано? (Рис. 21.) Попробуйте, используя такое же количество букв, написать на этом языке свои фразы.

Игра «Рисуночное письмо»

Ведущий. Когда-то люди не знали букв. Но тем не менее они могли посылать друг другу письма. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письмо так и называлось — «рисуночное».
Класс делится на две команды.
Пусть одна команда будет древними людьми, которые пишут друг другу письма с помощью рисунков, а другая — археологами, нашедшими эти письма и пытающимися их разгадать. Очки начисляются за каждое разгаданное письмо. За неопределенность изображения в рисуночном письме мыслей вычитается очко у команды диких людей.

Рис. 21

Рис. 21

После разгадывания всех писем команды меняются ролями.

Работа в тетрадях

Ведущий. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее. Он изучает форму каждой найденной вещи, материал, из которого она сделана, ее назначение, место и время изготовления. Ему приходится анализировать многие факты, чтобы прийти к наиболее достоверным выводам. То есть археологу для работы очень пригодится умение логически мыслить.
В следующем задании вы в очередной раз проверите наличие у себя этой способности. Представьте, что в районе четырех древних поселений, которые именовались Березовое, Сосновое, Еловое и Ольховое, археологами найдена старинная ваза. Она хорошо сохранилась, имеет продолговатую форму, сделана из глины и окрашена в красный цвет с белым узором. Из исторических источников известно, что во всех четырех поселениях жители занимались изготовлением ваз. В Березовом, Сосновом и Еловом делали вазы из глины, а в Ольховом — из металла. В Сосновом, Еловом и Ольховом предпочитали изготавливать вазы продолговатой, а в Березовом — круглой формы. В Березовом и Сосновом готовые вазы окрашивали в зеленый цвет. В Сосновом и Ольховом на вазу наносили узор желтого цвета. Необходимо определить (с помощью «логического квадрата»), в каком из четырех поселений была сделана эта ваза.
Придумайте и запишите небольшой рассказ, в котором бы вы нашли объяснение, почему из всех ваз, которые изготавливались в четырех поселениях, сохранилась именно эта ваза.

Желающие могут зачитать свой рассказ для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать археолог?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 12.
ПРОФЕССИЯ — ПОВАР

ЗАНЯТИЕ № 23

Разминка «Внимание»

Необходимо определить, какой кусок отрезали от каждого торта (рис. 22).

Рис. 22

Рис. 22

Необходимо определить по буквам на банках, какие в них заготовки на зиму (рис. 23).

Рис. 23

Рис. 23

Дискуссия

Ведущий. Сегодня речь у нас пойдет о самой «вкусной» профессии, которая называется повар. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно. (Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.) Повар занимается тем, что из обычных продуктов может приготовить разнообразные и вкусные блюда.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему повару?
Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география?
Какими способностями должен обладать повар?

(Сначала ответы дают учащиеся.)
Какую способность вы проверяли у себя во время разминки? (Внимание.) Зачем повару нужно быть внимательным? (Чтобы блюдо, которое готовит повар, получилось вкусным, ему необходимо внимательно следить за процессом его приготовления. Хороший повар может на глаз определять качество и степень готовности изделий.)

Работа в тетрадях

Ведущий. Повар должен обладать хорошими математическими способностями, так как ему часто приходится рассчитывать время приготовления блюда, а также количество продуктов, необходимых для приготовления определенного числа порций. Следующие задания помогут проверить наличие у вас этих способностей. Решите задачи.
1. Семь рыбаков съедят за семь дней семь осетров. За сколько дней сто рыбаков съедят сто осетров?
2. Яйцо варится 15 минут. Сколько потребуется времени, чтобы сварить два яйца?
3. Самовар закипает за 30 минут. Кипятить в нем воду начали в 6 часов вечера. Когда можно приглашать гостей к столу?
4. Имеются песочные часы на 3 и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать при помощи песочных часов?
5. Бабушка сварила варенье из малины. При этом на каждые два стакана ягод она брала три стакана сахара. Сколько стаканов ягод бабушка взяла для варенья, если всего она израсходовала 12 стаканов сахара?
6. На дне рождения 12 гостей выпили 18 литров сока. А сколько нужно приготовить сока, если на праздник приглашены 26 гостей?
7. Для того чтобы приготовить 20 штук печенья требуется 60 г сливочного масла, 40 г сахара, 100 г муки, 80 г миндальных орехов и 20 вишенок в сахаре. Какое количество продуктов потребуется для приготовления 30 штук печенья?
Повар должен обладать высокой чувствительностью к оттенкам запаха и вкуса; глядя на рецепт, он способен представить внешний вид и вкусовые особенности блюда.

Игра «Чувствительный нос»

Ведущий должен заранее подготовить несколько предметов, растений и продуктов, обладающих запахами. Желающим завязывают глаза и дают понюхать разные предметы. Побеждает отгадавший самое большое количество предметов.

Игра «Цвет и вкус»

Подготовить карточки с названиями цвета и вкуса (сладкий, кислый, соленый, острый, пресный). Класс делится на команды. Задача каждой команды: вытянув карточку с заданием — названием цвета или вкуса, назвать как можно больше соответствующих продуктов. За каждый названный продукт команда получает очко. Очки также начисляются за дополнения ответов других команд. Победившая команда получает вкусный приз.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии повара из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 24

Разминка «Зрительная память»

Ведущий. Хорошо развитая память позволяет повару запоминать сотни рецептов на все случаи жизни. Попробуйте запомнить рецепт «Веселого торта» (Е. Писаревская).
Прочитайте стихотворение три раза, затем закройте текст и попытайтесь его пересказать.

Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко,
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек,
Непременно захохочет!

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться, что нового они узнали о профессии повара, и ответить на вопросы.
Где работают повара? Умеете ли вы готовить какое-либо блюдо? Как вы думаете, какие из перечисленных ниже условий являются самыми необходимыми и важными для приготовления вкусного блюда?
— Хорошие продукты
— Умение хорошо готовить
— Помощь других
— Хорошее настроение перед работой
— Желание сделать что-то хорошее для других
Как вы думаете, почему иногда одни и те же блюда у разных людей получаются разными по вкусу?

Работа в тетрадях

Для повара важно обладать хорошо развитым глазомером. Он должен быстро и точно, без взвешивания установить вес продукта, а также на глаз определить необходимое количество соли или специй.
Для проверки своего глазомера выполните следующие задания.
1. Определите на глаз, что весит больше:
— два яблока или десять вишен;
— три лимона или один арбуз;
— одна буханка хлеба или одна пачка соли.
2. Чем лучше отмерять продукты, входящие в шоколадный кекс: мука, соль, ванилин, вода, сахар, какао? Сколько нужно взять каждого продукта?
3. Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следующие продукты:
— мука для оладий;
— молоко для оладий;
— масло для оладий;
— сироп;
— яйца;
— соль;
— перец.
Сколько бы вы взяли каждого продукта?

Игра «Угадай продукт»

Учащиеся получают карточки с названиями разных продуктов, например: молоко, мука, масло, варенье, фрукты, овощи и т.д. Каждый от лица своего продукта рассказывает о том, как его используют, какого он вкуса и цвета, сколько стоит, где продается и т.д. Остальные учащиеся угадывают, какой продукт рассказывал о себе. Тот, кто первым отгадает тот или иной продукт, получает право забрать себе карточку с этим продуктом. Побеждает набравший к концу игры больше всех карточек с разными продуктами.

Работа в тетрадях

Ведущий. Представьте, что вы едите свое самое любимое блюдо. Попробуйте описать вкус этого блюда, не называя его.
По описаниям друг друга учащиеся угадывают любимые блюда своих друзей и зарисовывают их в тетрадях. Затем рассказывают и записывают, из чего они приготовлены.
Хороший повар стремится творчески подходить к приготовлению пищи. Он может не только пользоваться установленными рецептами, но и вносить в них изменения, а также придумывать новые блюда. Используя свою фантазию, он может красиво и оригинально оформить приготовленное блюдо.
Придумайте рецепты одного или нескольких следующих необычных блюд:

— салат «Нежность»;
— суп «Умник»;
— каша «Богатырь»;
— напиток «Счастье»;
— печенье «Улыбка»;
— торт «Справедливость»;
— любое свое блюдо.
Желающие могут представить свои рецепты для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать повар?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 13.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЗАНЯТИЕ № 25

Обсуждение

С какими профессиями вы знакомились на предыдущих занятиях?
Какие способности помогают успешному овладению этими профессиями?
В каких профессиях и почему необходимо:
— быть внимательным, наблюдательным;
— иметь хорошую зрительную и слуховую память;
— иметь быструю реакцию;
— уметь логически мыслить;
— иметь математические способности;
— иметь способность к конструированию;
— иметь хороший глазомер;
— иметь литературные способности;
— иметь богатое воображение;
— понимать эмоциональное состояние других людей.
Учащиеся выполняют по одному тренировочному упражнению на свой выбор для проверки вышеназванных способностей.

Домашнее задание

Самостоятельно подготовить описание профессии «учитель», определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания помогающие проверить эти способности.

ЗАНЯТИЕ № 26

Ведущий, сохраняя общую структуру урока, предлагает учащимся самостоятельно описать профессию «учитель», обсудить, какими способностями желательно обладать учителю, и выполнить тренировочные упражнения, которые учащиеся заранее подготовили для проверки этих способностей.