Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004

В ОДНОЙ КОМАНДЕ

Принцип командной работы (team work) специалистов различного профиля на психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) чрезвычайно важен и актуален, хотя не является новым для специальной психологии и особенно дефектологии.
В дефектологии — науке, которая возникла на стыке нескольких специальностей (педагогика, медицина, специальная психология), совместная работа специалистов, представляющих самые разные дисциплины, всегда являлась и является традиционно принятой и необходимой.

ПЕРВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Медико-педагогические (отборочные) комиссии впервые начали создаваться в соответствии с распоряжением Наркомпроса РСФСР от 26 октября 1926 года как коллегиальный орган, предназначенный для отбора детей во вспомогательные детские учреждения. В их состав входили представители органов управления образованием (роно, гороно), врачи, педагоги. Как правило, комиссии проводили свою работу ежегодно с 15 марта по 20 мая. Члены комиссий совместно анализировали поступившие из массовой школы материалы на кандидата во вспомогательную школу (тетради, рисунки, письменные работы и пр.). Кроме того, с пришедшим на комиссию ребенком проводилась беседа (ее вели врач и педагог). В качестве вспомогательного (ориентировочного) метода использовались тесты Бине–Берта или Болтунова, Люблинского, Россолимо. В документах Наркомпроса от 1929 года указывалось, что «...данные, полученные при посредстве этих методов, должны быть строго увязаны как со всеми представленными материалами о каждом кандидате, так и с той беседой с ним, которую должны провести члены отборочной комиссии».
Таким образом, первые документы, регулировавшие деятельность отборочных комиссий, нацеливали их на качественный коллегиальный анализ познавательных возможностей детей с тем, чтобы исключить часто употребляемые комиссиями медицинские диагнозы (что само по себе является явным нарушением прав ребенка и его семьи на конфиденциальность медицинской информации).
Рекомендации ПМПК при этом становятся предельно короткими (типа «обучение в классе КРО» или «обучение в школе-интернате VIII вида») и малоинформативными. Функции всех членов ПМПК сводятся к тому, чтобы подтвердить (или, реже, скорректировать) медицинский диагноз, поставленный врачом-психиатром. Ни о какой подлинно командной, коллегиальной работе профессионалов в комиссиях в таких условиях говорить не приходится. К тому же, как известно, наибольшее количество диагностических ошибок возникает тогда, когда во главе угла деятельности комиссии стоит простая сортировка, отбор учащихся в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Причем до сих пор практика работы психолога в команде специалистов, даже при комплексном подходе, заключается в феноменологическом описании состояния высших психических функций и чисто психологических составляющих (особенностей межличностных отношений, самооценки, уровня притязаний и т.п.). За ним не остается права типологизации состояния и тем более прогноза и корректировки дальнейшего коррекционно-развивающего сопровождения (диагноз ставит врач, рекомендации дает специальный педагог!).
Опыт ряда ПМПК в Орловской области, работавших в рамках пилотного проекта ТАСИС, показал, что реальные перспективы для развития командного взаимодействия в работе психолого-медико-педагогических комиссий появляются только тогда, когда вместо медицинского нозологического диагноза результатом обследования ребенка становятся коллегиальное заключение и комплексные рекомендации по дальнейшему его обучению, развитию и коррекции.

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «коллегиальное заключение ПМПК» мы определяем как комплексную характеристику особенностей психосоциального развития ребенка, включающую в себя следующую информацию:
· имеется ли у ребенка отклоняющееся развитие (психический дизонтогенез), и если да, то какова типология дизонтогенеза (в терминологии В.В. Лебединского, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);
· каков предположительно потенциальный уровень возможностей ребенка в обучении и развитии при использовании имеющихся общеобразовательных программ или программ специального (коррекционного) обучения в различных условиях их реализации (фронтальное, индивидуальное, надомное, коррекция в ППМС-центре и т.п.), или есть необходимость разработки индивидуальных программ обучения и развития;
· каковы свойственные только данному ребенку особенности социально-психологической адаптации, требующие специального, индивидуализированного коррекционного воздействия (лечения, психолого-педагогического сопровождения, мероприятий по социальной поддержке).
Такой подход к формированию коллегиального заключения включает механизм командного взаимодействия профессионалов ПМПК. Основные принципы и правила командного (бригадного) сотрудничества были сформулированы И.А. Коробейниковым:
· автономность получения сведений о ребенке (залог того, что мнение одного — наиболее авторитетного — члена комиссии не станет однозначно определяющим);
· соблюдение каждым специалистом границ собственной профессиональной компетенции;
· рассмотрение каждым специалистом диагноза (медицинского, психологического, педагогического, логопедического) лишь как первого этапа коррекции и дальнейшего сопровождения ребенка и его семьи;
· бригадный консилиум как единственная форма выработки коллегиального заключения и рекомендаций.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Мы выделили следующие основные этапы командной работы с ребенком на ПМПК.

I. Ориентировочный

Виды деятельности
1. Изучение медицинской, педагогической и иной документации.
Специалисты: врач, психолог, олигофренопедагог, социальный педагог.
2. Беседы с родителями.
Специалисты: врач, психолог, социальный педагог.
3. Изучение работ ребенка.
Все специалисты.

Задачи
1. Сбор анамнестических данных.
2. Выяснение запроса.
3. Добывание первоначальных данных об индивидульно-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития.

Итоги этапа
1. Формулировка диагностической гипотезы.
2. Формирование диагностического пакета.
3. Определение ведущего специалиста-диагноста.

II. Диагностический

Виды деятельности
1. Диагностическая беседа (психолог или дефектолог).
2. Психолого-педагогический эксперимент (психолог, дефектолог, логопед).
3. Наблюдение (все специалисты ПМПК).

Задачи
1. Изучение особенностей познавательной, эмоционально-волевой, социально-коммуникативной сфер ребенка.
2. Проверка и корректировка первичной диагностической гипотезы (в соответствии с правилом Байеса).

Итоги этапа
1. Получение каждым специалистом данных о развитии ребенка, особенностях его социально-психологической адаптации в рамках своей профессиональной компетенции

III. Аналитико-прогностический

Задачи
1. Интерпретация полученных данных (каждый специалист ПМПК).
2. Соотнесение вновь полученных данных с первичной диагностической гипотезой (консилиум — совместное обсуждение).
3. Формулировка коллегиального заключения (консилиум).
4. Прогноз будущего развития ребенка в различных социально-образовательных условиях; определение необходимости в повторных консультациях (консилиум).

Виды деятельности
1. Коллегиальный анализ результатов диагностического этапа (протоколов обследования, видеоматериалов) — совместное обсуждение, совещание всех специалистов.
2. Выработка и написание итоговых документов для передачи родителям, в учебное заведение, иным заинтересованным лицам и учреждениям.

Итоги этапа
1. Коллегиальное заключение.
2. Рекомендации по дальнейшему обучению, коррекции, сопровождению.
3. Определение объема и содержания информации о ребенке для передачи родителям, педагогам, медикам, иным специалистам.

IV. Информационный

Задачи
1. Информирование родителей (законных представителей ребенка), педагогов, иных специалистов о содержании коллегиального заключения и рекомендациях ПМПК.
2. Инициация медико-социального и психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклоняющимся развитием, помощи его семье.

Виды деятельности
1. Беседа с родителями, иными законными представителями ребенка.
2. Передача родителям (законным представителям ребенка) документов ПМПК.

Итог этапа
Начало процесса сопровождения, помощи в преодолении проблем развития ребенка.

ВО ГЛАВЕ УГЛА

Мы считаем, что в командной работе специалистов на ПМПК реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный.
Мультидисциплинарный принцип (от лат. тиltит — многое), состоящий в реализации комплексного подхода к психике ребенка, предложен в психологической диагностике ведущими отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым. Он предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, иных) для оценки психического развития ребенка.
Этот принцип в большей степени воплощается при комиссионном обследовании ребенка, когда реализуется коллективная работа при наличии одного специалиста, активно взаимодействующего с ребенком и предъявляющего комплексные методики. Аналогичный метод круговой оценки традиционно используется специалистами по раннему вмешательству как эффективная технология оценки особенностей развития и взаимодействия с матерью детей раннего возраста.
Междисциплинарный принцип при оценке психического развития предусматривает необходимость коллегиальной выработки общих подходов к диагностике, а также обязательность преломления (а может быть, и коррекции) мнения, сложившегося о ребенке у каждого специалиста с учетом данных и их трактовки, полученных от коллег:
Из вышесказанного следует, что как мультидисциплинарный, так и междисциплинарный принципы командной работы специалистов ПМПК ставят во главу угла не только образовательную, но в большей мере — специальную коррекционно-развивающую работу с ребенком, терапевтическую работу с его семьей, их комплексное сопровождение, что в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении всех его прав.

Алексей ЮДИЛЕВИЧ,
заместитель директора
областного ППМС-центра,
председатель Орловской областной ПМПК