Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2004


НОВОСТИ

ТАМБОВ

22 апреля в городе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция
«Практическая психология образования на рубеже столетий»

Основной целью конференции, собравшей около 100 ученых и практиков из Архангельской, Воронежской, Иркутской и Тамбовской областей, явилось определение эффективных путей психолого-педагогического сопровождения детей разного возраста, обеспечение непрерывности и преемственности в практической психологии образования.
Программа конференции включала пленарное, три секционных заседания и круглый стол. В составе участников — научные сотрудники и практикующие специалисты: педагоги, психологи, социологи, врачи, социальные работники, специалисты по организации и управлению в системе образования, руководители учебных и воспитательных учреждений разного уровня.
В рамках секции «Психологическая культура и профессиональная компетентность практических психологов» рассматривались вопросы становления и развития психологической службы образования, отмечалась роль вуза в кадровом обеспечении практической психологической службы, подготовке и повышении квалификации психологов для системы образования Тамбовской области, выделялись современные тенденции развития практической психологии.
Участники секции «Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка» обсудили психологические проблемы дошкольного, школьного и высшего образования, коснулись вопросов психологического обеспечения деятельности работников образования, организации психолого-педагогического сотрудничества в рамках парадигмы психологического сопровождения развития личности. Были рассмотрены частные вопросы технологии деятельности психолога, организации процессов диагностики, профилактики и коррекции.
На секции «Психологическое обеспечение социально-педагогической деятельности: комплексный подход» обсуждались проблемы неблагополучного детства; проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Выступающие подчеркнули, что в регионах должна сложиться система психологической поддержки образования, которая позволит обеспечивать квалифицированной комплексной помощью детей с отклонениями в развитии и поведении, родителей, воспитателей и педагогов образовательных учреждений, социальных работников.
Итоги конференции были подведены на заседании круглого стола «Региональная проблема психологизации образовательного пространства». В его работе приняли участие 45 человек, в том числе практические психологи учреждений образования и медицины Тамбовской области, преподаватели Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Мичуринского государственного педагогического института, сотрудники Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, ведущие специалисты ГУНО мэрии г. Тамбова, студенты института психологии и педагогики.
В развернувшейся дискуссии была подчеркнута важная роль психологического обеспечения образования, центром которого является развивающаяся личность (дошкольника, школьника, студента, повышающего свою квалификацию специалиста). Выступающие отметили, что особое значение приобретает психология развития, изучающая механизмы и закономерности физиологического, психического, интеллектуального, личностного, творческого, профессионального и социального роста человека на различных возрастных ступенях. Участники круглого стола обсудили проблемы системы подготовки и повышения квалификации психологических кадров в регионе, организации супервизорства; отсутствие в области системы психологических центров, способных оказывать методическую помощь практическим психологам; недостатки процедуры аттестации кадров.
Обсуждение результатов научно-практической работы и перспектив образовательной практики, построенных на идеях развития и учитывающих особенности современной ситуации, позволило высказать следующие предложения: продолжить практику проведения научно-практических конференций психологов образования на базе Института психологи и педагогики ТГУ (с периодичностью один раз в год); организовать на базе Института психологи и педагогики ТГУ работу методического центра, координирующего деятельность психологов; создать творческую инициативную группу, обобщающую передовой опыт психологов и организующую обмен опытом; обратиться в ректорат ТГУ с просьбой поддержать создание периодического печатного издания (типа альманаха, вестника или газеты), способствующего распространению психологического знания.

Н.В. ВЯЗОВОВА,
И.В. СМОЛЯРЧУК,
доценты ТГУ
им. Г.Р. Державина