Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

РАССКАЖИ ИСТОРИЮ.
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА

Г.Х. Махортова
М.: Когито-центр, 2004

Проективная методика по сказкам Луизы Дюсс неоднократно использовалась отечественными психологами для создания собственных диагностических материалов.
Можно вспомнить тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье «Сказки Дюсса (Десперт)», опубликованный в «Школьном психологе» (№ 25, 2001). В 1999 году в нашем еженедельнике была напечатана рецензия на методику Г.Х. Махортовой «Расскажи сказку» (М.: Генезис, 1997).
Напомню, что тест Луизы Дюсс — это вербальная проективная методика, содержащая ряд историй-сказок, направленных на выявление глубинных внутренних конфликтов у детей с 6 до 11 лет. В ходе обследования им предлагается прослушать историю и ответить на ряд вопросов исследователя, который затем анализирует их с позиций детского психоанализа, столь популярного во Франции середины прошлого века.
Тогда предложенный Г.Х. Махортовой вариант методики произвел на сотрудников редакции самое удручающее впечатление. Взяв один из специальных психоаналитических тестов, она предложила использовать его как «метод детского самоанализа». Больше всего смущало, что методика была адресована самому широкому кругу читателей, включая родителей, которым предлагалось самостоятельно обследовать своих детей, выясняя, к примеру, наличие у них «комплекса кастрации» или их отношение к смерти.
Знакомясь с новым вариантом методики, я убедилась, что за семь лет Махортова проделала колоссальную работу по ее совершенствованию. Были проведены многочисленные обследования детей, на основании чего, в частности, расширилось и уточнилось представление о возможностях ее использования. Теперь основной сферой изучения названы «области внутреннего пространства, которые касаются эмоциональных отношений с родителями и наиболее значимых конфликтов».
Выделяются и конкретные проблемы, которые можно исследовать у детей: зависимость от родителей, недостаток внимания с их стороны, ревность к младшему брату (сестре), осознание собственной сексуальности и связанные с этим комплексы, невысказанные желания и ожидания. Не удалось избежать и чисто психоаналитических моментов: переживания процесса отнятия от материнской груди, соперничество с родителем своего пола.
Вообще, практически с любой точки зрения (научной, методической, полиграфической) этот диагностический материал подготовлен на высоком уровне. Четко определены цели, приведены результаты апробации, пошагово расписана процедура обследования, интерпретации и обобщения результатов.
Смущает одно. На мой взгляд, использование методики «Расскажи историю» имеет смысл только в ходе глубокого комплексного обследования ребенка, да и то в тех случаях, если специалист хорошо владеет психоаналитическим методом для правильной интерпретации полученных результатов, а главное — имеет возможность дальнейшей коррекции глубинных личностных проблем ребенка. Непонятно, как начинающий психолог или педагог (а эти категории указаны в качестве потенциальных пользователей методики) смогут применить полученные знания о том, что у ребенка присутствует высокая степень напряженности, связанная с наличием кастрационного комплекса, или даже просто скрытая агрессия по отношению к ближним?

Ольга РЕШЕТНИКОВА