Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2004


ГИЛЬДИЯ

И ЭТО ВСЕ О НЕМ

Психологическое консультирование
в образовательном учреждении

 

ОБЗОР ПОДХОДОВ
Психологическому консультированию посвящено огромное количество материалов. В работах
Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, А.Ф. Бондаренко, Р. Кочюнаса, Г.С. Абрамовой, Ю.Е. Алешиной, Ю.М. Емельянова и многих других отечественных и зарубежных психологов приводится поистине гигантский объем данных, показателей, этапов, характеристик этой области психологической помощи.
В то же время имеется ряд определенных разногласий даже по поводу самого определения консультирования, а также по вопросам, связанным как с разграничением его со смежными областями деятельности, так и с содержанием самой этой деятельности.
Так, Г.В. Бурменская общую задачу возрастного психологического консультирования определяет как «контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса», объединяя под эгидой консультирования практически все направления деятельности психолога образования. Ю.А. Алешина говорит о работе, направленной на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Р. Кочюнас, исследуя различные определения психологического консультирования, приводит их диапазон от «совокупности процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решения — относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений» до максимально широкого, которое звучит как «консультирование — это профессиональное отношение (!) квалифицированного консультанта к клиенту...». А.А. Осипова, наоборот, подводит большинство категорий консультирования под понятие психокоррекция, практически не отличая их друг от друга.
Основное, в чем согласны (скорее, неосознанно) практически все теоретики в области психологического консультирования, это:
1) понятие, содержание, как и сам термин «психологическое консультирование» — consulting, — ведет свое начало от западных представлений о психологической практике;
2) понятие «психологическое консультирование» практически совпадает с понятием «психотерапия».
Но далее возникает огромное количество разногласий и, соответственно, теоретико-методологических работ, посвященных разграничению, поиску различных оснований, выделению различного рода черт, «разводящих» эти области помощи клиентам. Хороший обзор подходов к этой, на наш взгляд, исключительно «понятийно-терминологической» проблеме можно найти во многих работах.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Для непосредственной организации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения важно определить содержание и особенности психологического консультирования в связи с необходимостью оценить его место и объем в структуре собственно психологической деятельности. От того, к какому направлению будет отнесен этот вид деятельности психолога, зависит очень многое, в том числе и отчетные показатели, особенности и направления повышения квалификации, самое главное — те технологии, которые лягут в основу этого вида работ.
Часто возникает определенное недопонимание: психологическое консультирование — это отдельный вид деятельности психолога образования (как обозначено в положении о службе практической психологии образования) или же оно включает в себя психокоррекционную работу (а для некоторых специалистов — и диагностику, профилактику, просвещение)?
С этим связан и ряд более частных вопросов, принципиальных для организации деятельности педагога-психолога в составе образовательного учреждения. Например, если психологическое консультирование рассматривается в парадигме пролонгированного (10–15 встреч с клиентом или семьей) действия и направлено на изменение поведения, социальной или экзистенциальной позиции, выработки новых психосоциальных навыков (то есть носит в какой-то степени коррекционный характер), необходимо ли психологу иметь структурированную программу деятельности с описанием этапов, разделов и т.п.? В чем, в таком случае, различия между психологической коррекцией, психотерапией и консультированием — в продолжительности встреч, наличии структурированной программы деятельности, наличии (или отсутствии) у клиента физического и психического здоровья? Перечень подобных вопросов может оказаться нескончаемым.
Мы считаем принципиально важным для практической деятельности психолога образовательного учреждения, тем более в рамках специального образования, определить понятие «психологическое консультирование» и содержание этой деятельности с иных позиций.
1. Рассматривать консультирование как исключительно коммуникативный процесс, в первую очередь, обеспечения клиента необходимой психологической информацией (и ее эффективного включения, амплификации в собственные экзистенциальные ценности), что позволит создать условия для адекватной социально-психологической адаптации его самого и через него (с его помощью) других членов семьи, в том числе и детей.
2. Одним из основных параметров, отграничивающих консультирование от других видов психологической помощи, следует считать кратковременность — четко обозначенное количество встреч психолога с клиентом1.
3. Исходя из основной цели психологического консультирования: создание условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработка новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения (консультационную деятельность следует рассматривать как интимно-личностный процесс, ориентированный исключительно на отдельного индивида или семью).
4. Отсюда вытекает необходимость использования в процессе консультирования психотерапевтических методов и приемов.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
Адекватность такого подхода определяется и имеющимися нормативными документами Министерства образования, в частности Положением о службе практической психологии в образовании, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, где психологическое консультирование рассматривается как отдельное направление деятельности практического психолога.
Подобную точку зрения разделяют многие ведущие психологи-консультанты, занимающиеся как непосредственно консультационной деятельностью, так и немедицинской психотерапией. Схожую позицию можно найти, например, в работах И.В. Вачкова, который рассматривает психологическое консультирование как «обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом — для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах». Он также разграничивает психологическое консультирование и психотерапию более глубоким внедрением и направленностью воздействия последней на человека, в то же время допуская использование в консультировании психотерапевтических приемов и методов.
Именно использование в психологическом консультировании психотерапевтических методов и приемов позволяет говорить об этой деятельности как о конфиденциально-личностной, ориентированной на конкретного индивида (или семью как системную единицу). Именно такая позиция, на наш взгляд, разделяет психологическое консультирование и просветительскую психопрофилактическую деятельность психолога, например в виде семинаров или групповых обсуждений.
Действительно, сложно требовать при работе с группой клиентов (или с несколькими семьями) глубокого индивидуального подхода к переоценке собственных позиций, проработки личностных жизненных стратегий или изменения экзистенциальной позиции отдельным клиентом или даже семьей.
Таким образом, перевод психологического консультирования в плоскость информационного, индивидуально и психотерапевтически ориентированного процесса, обладающего к тому же определенными временными параметрами (краткосрочностью), дает возможность более четко и однозначно определить его организационную структуру, объемные показатели, возможность более адекватной оценки эффективности этой деятельности психолога.
Такой подход к работе психолога в образовательном учреждении кажется нам наиболее продуктивным.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук