Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ЖЕЛАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ

Изучение профессиональной позиции педагога
с помощью теста «ХиМ»

При аттестации педагога экспертами должна изучаться самооценка педагога, его способность к самоанализу, рефлексии. При этом целесообразно изучить самооценку желания заниматься преподавательской деятельностью (хочу — не хочу работать) и самооценку способности выполнять данную работу (могу — не могу работать). В связи с этим самооценка педагога может находиться в 4 зонах, представленных на рисунке № 1.

Рис. 1. Зоны размещения профессиональных позиций педагога
Рис. 1.
Зоны размещения профессиональных
позиций педагога

Норма профессиональной самооценки (себя как реального учителя) находится в правой верхней зоне (ХМ — хочу и могу работать). В левой верхней зоне находится самооценка педагогов, которые хотят работать, но не могут (ХнМ) в силу разных причин. Например, выпускник вуза, не имеющий опыта практической работы, но имеющий желание работать, или пожилой учитель, который хочет продолжать преподавательскую деятельность, но не может этого делать в связи с ослабленным здоровьем. Правую нижнюю зону занимают учителя, оценивающие себя как способных, но не желающих работать (нХМ). Чаще всего — это немотивированные на преподавательскую деятельность люди. И левую нижнюю зону занимают педагоги, не желающие и не умеющие работать в школе (нХнМ).
Зная зону нахождения позиции самооценки педагога, эксперты могут приходить к определенному заключению, определяемому этой позицией (см. рис. 2).

Рис. 2. Примеры возможных выводов аттестационной комиссии в зависимости от зоны нахождения позиции самооценки педагога

Рис. 2.
Примеры возможных выводов аттестационной
комиссии в зависимости от зоны нахождения
позиции самооценки педагога

Зная самооценку педагога, администрация школы может принимать соответствующие корригирующие меры воздействия. Понятно, что учителя с самооценкой, расположенной в ХМ-зоне, в подобных мерах не нуждаются. Учителя с ХнМ-самооценкой нуждаются в повышении квалификации, помощи педагогов-наставников. Учителя с нХМ-самооценкой нуждаются в повышении уровня профессиональной мотивации (материальная стимуляция, улучшение материальной базы и условий труда, психологическая поддержка). То есть в этих двух группах экспертная комиссия может принимать решения о соответствии определенной квалификации с рекомендациями. Позиция нХнМ может означать неготовность учителя к прохождению аттестации.
Если подобная самооценка проводится на протяжении многих лет, то можно проследить динамику позиций самооценок в зависимости от возраста учителя и его профессионального стажа.

Рис. 3. Динамика возможной самооценочной профессиональной позиции педагога в зависимости от стажа работы
Рис. 3.
Динамика возможной самооценочной профессиональной
позиции педагога в зависимости от стажа работы

Для примерной экспресс-диагностики позиции самооценки педагога можно воспользоваться широко известным тестом самооценки Дембо–Рубинштейн, вводя в него шкалы «Могу–Не могу работать» и «Хочу–Не хочу работать». Но в условиях экспертизы результаты при этом могут быть далеки от реальных. Для большей их объективизации нами был адаптирован тест «МиФ», использующийся при судебно-психологической экспертизе (см. Ткаченко А.А. Судебная сексология. М., 2003), к работе с учителями. Данный тест позволяет оценить реальную позицию педагога в вышеприведенной системе координат, в соответствии с которой экспертная комиссия может давать определенные рекомендации учителю (часть из них приведена выше). Помимо этого, тест позволяет оценить представление аттестуемого о том, каким должен быть учитель, представить идеальный образ себя как учителя, взглянуть на себя с позиции коллег и учащихся (способность к самоанализу, обратной связи).

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ХИМ

Методика представляет собой набор из 5 незаконченных предложений, которые нужно завершить словами, стоящими в левом ряду (бланк методики дан в приложении 1). При этом оценивается степень приемлемости каждого слова (всегда, обычно, иногда, никогда) для каждого предложения. Слова под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 оценивают умение аттестуемого («могу») работать. Слова под номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 оценивают желание («хочу») работать. Остальные слова — нейтральные. Ответы суммируются отдельно по степени проявления каждого критерия «хочу» и «могу». При этом расчет стандартных баллов проводится отдельно, в зависимости от степени приемлемости слова — так, как представлено в таблице.

Полученные стандартные баллы откладываются по оси «Хочу работать» и по оси «Могу работать». Таким образом, получаем позиции самооценок педагога. Позиции различных самооценок обозначаются сокращенно.

Значения сокращений:

1. Учитель должен быть — УДБ
(представление об учителе).
2. На самом деле как учитель я ... — ЯР
(я — реальный).
3. Коллеги считают, что как учитель я ... —
КС (коллеги считают).
4. Ученики считают, что как учитель я ... —
УС (ученики считают).
5. Хотелось бы, чтобы я был (а) учителем,
который ... — ЯИ (я — идеальный).

Всегда Обычно Иногда Никогда
Сумма сырых баллов по данной   колонке х 4 = стандартные баллы Сумма сырых баллов по данной колонке х 3 = стандартные баллы Сумма сырых баллов по данной колонке х 2 = стандартные баллы Сумма сырых баллов по данной колонке х 1 = стандартные баллы

Анализ результатов

Каждая позиция оценивается сначала по тому, в какой из четырех зон она находится, затем по степени выраженности каждого признака (насколько хочет и насколько может работать). Потом оценивается взаиморасположение отдельных позиций и их сочетание. В этом случае можно использовать следующие интерпретации положения отдельных самооценок.

УДБ-позиция:
высокое положение по обеим шкалам: педагогику считает достойным видом труда;
низкое положение по обеим шкалам; неуважительно относится к учительскому труду.

ЯР-позиция:
определяется ведущая зона (одна из четырех) по расположению ЯР-позиции, о чем говорилось выше.

КС, УС-позиции:
высокое положение по обеим шкалам: считает, что ценим как профессионал;
низкое положение: считает, что его не ценят как профессионала.

ЯИ-позиция:

высокое положение по обеим шкалам: ставит перед собой высокие цели, устремлен на совершенствование;
низкое положение: целеустремленность снижена.

Сочетания самооценок

высокое, примерно равное положение УДБ и ЯИ-позиций по обеим шкалам: ценит работу учителя, дорожит ею;
высокое положение ЯИ-позиции при низком положении УДБ-позиции по обеим шкалам: не ценит работу учителя, полагает, что достоин большего;
высокое положение УДБ-позиции при низкой ЯИ-позиции по обеим шкалам: считает себя недостойным работы учителя;
ЯР-позиция выше по обеим шкалам ЯИ, КС, УС-позиций: завышенная самооценка, высокомерная позиция;
ЯР-позиция выше КС, УС-позиций по обеим шкалам: предвзятое отношение, уязвленное самолюбие из-за недооценки коллегами (учениками) своей деятельности;
ЯР-позиция ниже КС, УС-позиций по обеим шкалам: утрата веры в собственные силы как профессионала;
ЯР-позиция выше по одной, но ниже по другой шкале КС, УС-позиций: способность к рефлексии, реальной оценке своих профессиональных качеств;
большой разрыв между низкой ЯР-позицией и высокой ЯИ-позицией: возможен внутриличностный конфликт из-за ощущения профессиональной некомпетентности.

Ниже представлены реальные позиции самооценок учителей К. и Б.

Заключение по результатам теста «ХиМ» на аттестуемую К.

Все позиции, в том числе реальное представление о себе, у педагога К. находятся в ХМ-зоне, что соответствует норме. Однако имеется большой разрыв между ЯР и ЯИ-позициями, что свидетельствует о том, что испытуемая не полностью реализовывает свои потенциальные возможности. У нее снижена скорее мотивация к труду, нежели уровень профессионализма. Сниженная оценка по УС-позиции (я глазами учеников) может свидетельствовать о том, что испытуемая понимает: она уделяет учащимся недостаточно своего «эмоционального» внимания. Хотя уровень передаваемых знаний достаточен (выше среднего значение по шкале «Могу»).
Высокое положение УДБ-позиции свидетельствует о том, что испытуемая уважительно относится к профессии учителя. А близкое расположение УДБ и ЯИ-позиций говорит о том, что данная профессия ей нравится, она дорожит своей работой и ценит ее. Испытуемая полагает, что коллеги уважают ее как профессионала (положение КС выше ЯР по обоим параметрам). Высокое положение КС-позиции рядом с ЯИ и УДБ-позициями свидетельствует о хорошем уровне коммуникативного взаимодействия с коллегами.
Результаты данного исследования позволяют полагать, что испытуемая соответствует высшей квалификационной категории по должности «учитель».

Заключение по результатам теста «ХиМ» на аттестуемую Б.

Реально оценивает себя как профессионально несостоятельную (нХнМ-зона). Утрата веры в собственные силы (высокие показатели КС и УС при низком ЯР). Возможен внутриличностный конфликт из-за профессиональной несостоятельности (большой разрыв между низкой ЯР и высокой ЯИ). При этом высоко ценит преподавательскую работу (высокие ЯИ и УДБ-позиции). Повышенно требовательна к себе (ЯИ-позиция высокая).
Не готова к прохождению аттестации.
Помимо самооценки, методика может использоваться как опросник при оценке мнения об аттестуемом коллег, администрации, родителей и даже учеников. Им предлагается завершить только одно предложение: «На самом деле как учитель Иванова А.А. (аттестуемая) ...»
В данном случае мы получаем позицию эксперта (коллеги, администратора, ученика, родителя) — ЭС (эксперты считают). Для демонстрации приводим пример.

Позиции самооценок учителя Л. и позиция оценки ее директором школы

В данном случае молодая учительница, имеющая большое желание работать (высокое положение ЯР-позиции по шкале «Хочу»), ценящая работу учителя (высокие УДБ и ЯИ-позиции), не имеет опыта работы (снижение значения ЯР-позиции по шкале «Могу»). Способна к рефлексии, понимает, что ученики и педагоги низко оценивают ее профессиональные качества (занижение КС и УС-позиций по сравнению с ЯР-позицией). Но у нее завышенная ЯР-позиция, что может иметь компенсаторный, защитный характер. Экспертная оценка (ЭС-позиция) вносит объективную поправку в ЯР-позицию, которая находится в ХнМ-зоне. Следовательно, аттестация испытуемой возможна после повышения квалификации и приобретения опыта педагогической работы.

В этой статье мы рассказали о применении теста оценки профессиональной позиции педагога «ХиМ» в экспертных целях. Однако мы применяем данный метод (при внесении незначительных изменений) для изучения школьной мотивации у детей и для изучения родительских воспитательных стратегий. Этот тест универсален, прост в применении и достаточно информативен.

Александр БАДАК,
педагог-психолог,
Елена КИВШИК,
директор МОУ СШ № 1, пос. Пограничный
Приморский край

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ХиМ1

Ф.И.О. ________________________  Дата ____

Инструкция: Завершите предложение словом, стоящим в левом ряду. Справа отметьте вариант ответа, который подходит в наибольшей степени.

 

C C Учитель
должен быть…
На самом деле
как учитель я…
Коллеги
считают, что
как учитель я…
Ученики считают,
что как учитель я…
Хотелось бы,
чтобы я был (а)
учителем, который…
C C Всег-
да
Обыч-
но
Иног-
да
Никог-
да
Всег-
да
Обыч-
но
Иног-
да
Никог-
да
Всег-
да
Обыч-
но
Иног-
да
Никог-
да
Всег-
да
Обыч-
но
Иног-
да
Никог-
да
Всег-
да
Обыч-
но
Иног-
да
Никог-
да
1 терпимый                                        
2 знающий                                        
3 увлеченный                                        
4 ответст-
венный
                                       
5 способный                                        
6 трудо-
любивый
                                       
7 здраво-
мыслящий
                                       
8 компе-
тентный
                                       
9 самосовер-
шенствую-
щийся
                                       
10 справед-
ливый
                                       
11 грамотный                                        
12 активный                                        
13 велико-
душный
                                       
14 вдумчивый                                        
15 целеустрем-
ленный
                                       
16 самосто-
ятельный
                                       
17 эруди-
рованный
                                       
18 ищущий                                        
19 доброже-
лательный
                                       
20 успешный                                        
21 заинтере-
сованный
                                       
22 волевой                                        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оси координат для построения позиций самооценки