Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Когнитивно-поведенческий подход
в работе с подростками

ЭФФЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Когнитивно-поведенческий подход в реабилитационной работе с людьми самого разного возраста — это синтез двух наиболее «рациональных» и экспериментально проверенных подходов практической психологии, где человек изначально рассматривается во взаимодействии со средой, а основное внимание уделяется его реальному поведению.
Психологи, работающие методами поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы, разработанные в терапии, направлены на обучение новым формам поведения либо на угасание имеющихся дезадаптивных форм поведения.
Методы поведенческой терапии эффективны для обучения приспособительным умениям, необходимым в различных жизненных ситуациях для формирования нового адаптивного поведения и преодоления поведения, которое стало неадаптивным. Пригодны они и для формирования новых социальных умений, овладения приемами саморегуляции, снятия стресса, преодоления вредных привычек.
Так, психолог обучает человека методам релаксации, чтобы справиться с реакциями тревожности, воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости, учит планировать свою карьеру, принимать решение, эффективно общаться. Данный подход помогает людям стать способными реагировать на жизненные ситуации адекватно, так, как бы они хотели реагировать.
И это далеко не все преимущества данного подхода. Для любого психолога-практика важны отсутствие возрастных границ, непродолжительность коррекционной работы и, конечно, возможность контролировать ее результаты.
Поведенческий подход обогатился достижениями когнитивного направления, где основное внимание уделяется познавательным, когнитивным структурам психики. Именно с ними работают психологи в коррекционном плане. Еще одна особенность когнитивно-поведенческого подхода состоит в том, что он ориентирован на настоящее, решает проблемы человека в настоящем, изменяя его представления о себе, о мире и способы его поведения. Этот подход директивен, активен, ориентирован на проблему клиента, применяется в индивидуальной и групповой форме.
Несмотря на изначально разные теоретические и методологические корни поведенческого и когнитивного подходов, в современной практической коррекционной психологии можно говорить об интегративном применении когнитивно-ориентированных техник и методик, направленных на формирование и моделирование поведения.

Статья опубликована при поддержке медицинского диагностического центра "ЭНЕРГО" в Санкт-Петербурге. Амбулаторно-поликлиническое, клиническое, а также детское отделения. Профилактика простудных заболеваний, лечение радиоволной, массаж, вакцинация, сосудистая хирургия и другие услуги. Высококвалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому пациенту, доступные цены. Узнать подробную информацию о центре и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://dcenergo.ru/.

РАБОТА С ПОДРОСТКОВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

Чувство взрослости
Подростковый возраст — чрезвычайно важный период в становлении личности человека. Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является формирование чувства взрослости и связанные с этим процессы изменения самосознания и самооценки.
Субъективно подросток считает себя взрослым, компетентным во многих сферах жизнедеятельности и, следовательно, хочет, требует, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. Взросление может идти как по одному, так и по нескольким направлениям одновременно: познавательно-интеллектуальному (развитие устойчивых познавательных интересов), морально-этическому (оценка поступков людей, мотивов поведения, становление собственных взглядов и оценочных критериев), социально-психологическому (стремление к интенсивному общению со сверстниками).
Наряду с этим происходит активное усвоение внешней атрибутики взрослости. Это проявляется в повышенном внимании к своему внешнему виду, манере одеваться, употреблять косметику, стремлении копировать отношения взрослых, желании свободно распоряжаться деньгами, временем. Эти формы взрослости появляются одними из первых, так как именно внешние отличия взрослого от ребенка очевидны.
Психологам, педагогам, социальным работникам, родителям важно определить ведущие для подростка сферы развития взрослости: именно они являются особо значимыми на данный момент и именно в них ему нужна помощь в признании своей взрослости, значимости. Необходимо, чтобы взрослые руководили содержательной стороной этого процесса (естественно, не путем запретов), помогая подростку обрести свою личность. Окружающие должны видеть, учитывать возросший уровень возможностей ребенка и вовремя откликаться на его требования по изменению границ своей самостоятельности.
Конфликт возникает чаще всего тогда, когда эти явления не замечаются, игнорируются окружающими взрослыми. Ребенок начинает первым перестраивать не удовлетворяющие его отношения, поскольку ощущает несправедливое отношение к себе, считает, что его недооценивают, с ним не считаются. Чувство обиды усиливает стремление к независимости, к выходу из-под контроля взрослого. Естественно, что в таком состоянии подросток не способен реально оценивать свои возможности.
Вовремя не замеченное начало конфликта может надолго разрушить отношения и оказать негативное влияние на формирование самооценки, адекватного чувства «Я», подменить понятие ответственности за свои поступки отрицанием всего, что идет от взрослых. Реализации потребности быть собой в подростковом возрасте всегда сопутствует беспокойство, чувство тревоги, страха быть не собой, а кем-то другим, быть отвергнутым.
Для коррекции уже возникших нарушений в отношениях, а также для их предотвращения наиболее эффективен метод когнитивно-поведенческой терапии — тренинг уверенности в себе. Этот метод подходит для работы по коррекции самых различных отклонений в поведении подростков. Мы использовали его для работы с подростками, которые были объединены в группу для занятий по следующим показаниям.
Жалобы родителей: на нарушение общения в семье (грубит, не разговаривает, отнекивается, не выполняет домашних обязанностей и т.д.); на нарушение обязанностей перед школой (плохо учится, любит погулять, прогуливает уроки, врет, что был в школе). Со стороны подростков претензии сводились в основном к следующему: «Требуют, как от взрослых, а разрешают, как детям», «Почему я должен ей (маме) что-то рассказывать, она мне не рассказывает» и т.д.
Соответственно, целями тренинга являлось:
1) формирование у подростков чувства взрослости, ответственности за себя и свои поступки, выработка уверенности в себе;
2) нормализация детско-родительских отношений;
3) снятие излишней тревожности к значимым ситуациям;
4) выработка различных стратегий поведения в конкретных ситуациях.

Дисморфофобные переживания
Трудно переоценить возможности когнитивно-поведенческого подхода при работе с дисморфофобными переживаниями у подростков (см. «Школьный психолог», № 45, 2003).
Как известно, дисморфофобия, или дисморфомания, — это патологическое состояние, включающее в себя триаду расстройств: 1) идею физического недостатка (объективно он отсутствует или излишне преувеличивается подростком); 2) идеи отношения и 3) депрессивный фон настроения.
Темами переживаний чаще всего служат недостатки лица: уродливый нос, торчащие уши, слишком круглое лицо, не та форма губ, некрасивая фигура. Вариантом дисморфофобии является синдром нервной анорексии: отказ от еды в связи с идеей избыточной полноты и с желанием похудеть. Иногда подобные мысли приходят под влиянием замечаний окружающих относительно внешности подростка. В основе переживаний могут лежать действительные физические недостатки: полная фигура, крупный нос. Однако доминирующее место, которое занимают эти переживания, не соответствует ни реальным особенностям внешности, ни интенсивности нанесенной психической травмы.
Разубеждать подростка в случае дисморфофобии бесполезно. Идея физической неполноценности целиком овладевает им и начинает определять все его поведение. Психотерапевт должен ставить перед собой единственно верную в тяжелых случаях цель: научить подростка смиряться с воображаемым или преувеличенным недостатком, жить с ним, скрывать от других болезненные переживания. Психотерапия в данном случае является дополнительным методом, основное — это лечение заболевания, на фоне которого возникают дисморфофобии и дисморфомании: шизофрения, пограничные состояния.
Нестойкие, эпизодические дисморфофобные переживания пубертатного периода не являются болезнью: недовольство своей внешностью в той или иной степени характерно для всех подростков. Причем возникновение этих переживаний не связано с социальным положением, позицией в группе, с количеством друзей, отношениями с родителями, успехами в учебе и т.д. Они возникают в связи с реальными, но незначительными недостатками (высокий рост, длинный нос, некрасивые ноги), но никогда не достигают бредовой убежденности, не определяют все поведение подростка, поддаются психотерапевтической коррекции и проходят с окончанием пубертатного периода.
Если у девочек недовольство собой возникает на фоне ускоренного развития (они болезненно переживают высокий рост, крупные молочные железы и т.д.), то у мальчиков переживания наблюдаются на фоне задержанного развития (невысокий рост, немаскулинные пропорции тела и т.д.). Эти переживания по поводу своей внешности проявляются и в особенностях поведения: одни подростки много времени проводят перед зеркалом, изучая свой «дефект», особенности своего лица и тела, чтобы «замаскировать» его, другие избегают зеркала. Может наблюдаться также «симптом фотографий», когда подростки отказываются фотографироваться даже для документов.
Однако, несмотря на «нормальность» описанных переживаний, для подростка они являются значительной психологической проблемой. Вследствие недовольства своей внешностью ограничивается круг общения, растет неуверенность, понижается самооценка, что еще более усиливает эмоциональные переживания по поводу своей внешности.
В этом случае необходима психотерапевтическая коррекция. Как правило, она эффективна и предотвращает более тяжелые последствия. Наиболее подходит для такой работы тренинговая группа.
Цели работы группы тренинга: 1) личностный рост; 2) формирование чувства уверенности в себе;
3) формирование навыков общения; 4) формирование новых критериев оценки себя и окружающих; 5) формирование чувства ценности личности.
Предлагаемая программа работы с подростками включает в себя следующие необходимые направления работы:
1. Процедуры и упражнения, нацеленные на развитие компетентности в общении, овладение навыками эффективного общения.
2. Процедуры и упражнения для обретения и развития уверенности в себе. Цикл занятий по имиджу, ставящий своей целью поиск наилучшего оформления внешности (наиболее подходящего стиля одежды, макияжа), выработка умения правильно подбирать аксессуары и составлять гардероб.
3. Упражнения психогимнастики, танцевальной и телесной терапии для освоения чувства тела и снятия зажимов.
4. Цикл домашних заданий для анализа и закрепления навыков и умений, полученных в групповой работе.
Хочется предупредить психологов, что при работе с дисморфофобными проявлениями необходимо учитывать следующие важные факторы:
1. Не переоценивать свои возможности в плане коррекционной психотерапевтической работы и при стойких проявлениях дисморфофобных явлений, сверхценности и навязчивости рекомендовать обращение к врачу для лечения основного заболевания.
2. Психотерапевтические процедуры должны быть направлены не на разубеждение, а на достижение понимания подростком возможности жить со своей внешностью, научение принимать себя таким, какой ты есть, ценности и уникальности любого человека.
3. При проведении групповой работы необходимо строго следовать принципу гетерогенности группы: в ней должны участвовать подростки, отобранные не только по принципу наличия дисморфофобных переживаний. Для достижения наиболее эффективного результата в группу включаются подростки, у которых переживания по поводу внешности не являются ведущими, но присутствуют проблемы другого плана, например неуверенность в себе, неумение найти общий язык с родителями, учителями, сверстниками и т.д. Также в группу приглашаются те, кто хочет пополнить знания о своей внешности, об уходе за собой, желающие найти свой стиль и имидж. Содержание работы группы таково, что позволяет решать все эти задачи.
4. Необходимо отметить, что для снятия проблемных дисморфофобных явлений групповая форма работы наиболее показана. Именно работа в группе позволяет не замыкаться на себе и своей внешности, формирует:
• новые критерии самооценки (меня оценивают не по форме носа, а по тому, как я проявляю себя в отношениях с другими);
• новые критерии сравнения себя с другими (у нее тоже полная фигура, но ее многие считают симпатичной и общаются с ней с удовольствием);
• умение относиться к себе и другим как к данности;
• понимание ценности любого человека.
Завершая изложение материала по работе с дисморфофобными переживаниями подростков, подчеркнем: цель работы — приобретение своего имиджа, новых навыков общения, личностный рост.

Беспокойство, тревога, страхи
Потребности подростка найти и совершенствовать свое «Я» сопутствуют беспокойство, тревога, страхи. В этом возрасте появляется социально обусловленный страх быть отвергнутым, изгнанным из коллектива сверстников, страх сделать что-то не так хорошо, как это надо сделать, не соответствовать общепринятым нормам. Страхи свидетельствуют, прежде всего, о неуверенности в себе, о существовании какой-либо опасности (возможно, вымышленной), гиперответственности и гиперсоциализации, повышенной эмоциональности, ранимости и о сильно развитом честолюбии. Подростки обычно тщательно скрывают свои страхи, они могут проявляться в постоянном беспокойстве и сомнениях, болезненных реакциях на любую неудачу, мнительности и раздражительности.
Наличие страха у подростка определяется по следующим признакам поведения, описываемым родителями, обращающимися за психологической помощью: «несколько раз проверяет вечером портфель — все ли собрано», «все время глаза на мокром месте», «не может сама принять даже незначительное решение — легче, когда думают за нее», «все время боится опоздать в школу — встает раньше всех, хотя еще есть время» и т.д.
При работе с данной категорией отклонений эффективным методом остается тренинг уверенности в себе, тренинг ассертивности.
Программа тренинга должна предусматривать следующие цели: 1) повышение уверенности в себе; 2) знание своих прав, осознание того, что любой человек имеет право на ошибку; 3) отработку навыка принимать решение; 4) формирование чувства ценности любой личности.
Кроме групповой, возможна индивидуальная форма работы с подростками, где эффективно применение отдельных техник когнитивного подхода, которые помогают пересмотреть некоторые убеждения и нормы.
Техника обсуждения и опровержения иррациональных взглядов, мешающих подростку, представляет собой активную беседу, в которой психолог обращает внимание на категоричные и бездоказательные утверждения и помогает смягчить или опровергнуть их. Категоричное «Я должен все успеть» заменяется на более мягкое «Мне бы хотелось все успеть», а «Я обязан это выучить» на «Я хотел бы это выучить».
Техника декатастрофизации (что будет, если) требует от подростка перечислить все возможные события и последствия, которые наступят, если произойдет (или не произойдет) событие, вызывающее страх и чувство тревоги. «Что будет, если ты не сделаешь это?», «Что будет, если ты откажешься это делать?» и т.д. Перечисление возможных последствий позволяет справиться со страхом и чувством тревоги по поводу наступления или не наступления события. Это также значительно уменьшает значимость ситуации по сравнению с началом беседы. Техника особенно показана для гиперответственных и гиперсоциализированных подростков.
Техника планирования деятельности сводится к тому, что подростка просят составить распорядок дня, наметить план деятельности и выставить оценки, насколько он удовлетворен этой деятельностью, используя шкалу от 1 до 10 баллов. Заполнение такого распорядка дня, его анализ с психологом приводят к тому, что подросток убеждается: он умеет контролировать свое поведение. Это закономерно ведет к снижению тревожности.

В.БАРАНОВА

Окончание следует